Информационный потенциал социума как основное средство социального обучения
Основные понятия: потенциал социального обучения, информационный потенциал социального обучения, духовно-нравственный потенциал, интеллектуальный потенциал, научно-исследовательский потенциал социума, предметный (содержательный) потенциал социума, методический потенцией социума, носители информационного потенциала социума.
Социальное обучение в качестве средств обучения использует информационный потенциал социума.
Информационный потенциал – это информационные ресурсы и возможности социума, способные воздействовать на индивида, трансформироваться из общего на индивидуальный уровень сознания в виде знаний, навыков и умений социализации человека.
Информационный потенциал социума – это совокупность информационных возможностей, ресурсов, имеющихся в социальных институтах, социальной деятельности, социальных отношениях, в социальном опыте индивидов, позволяющих сформулировать знания, навыки, умения определенной направленности: гуманитарные, технические, естественные и др., значимые для социализации личности.
Как социально-педагогическое явление информационный потенциал социума может быть представлен в виде рекламы. Рекламу можно рассматривать как средство социального обучения. Сегодня уделяется внимание рекламе: наружной, через средства массовой информации, радио, телевидение, Интернет и т.д. Абсолютное большинство знаний современный человек получает из социальных сетей. Ребенок дошкольного возраста, не включенный еще в организованный педагогический процесс, в традиционном его понимании уже приобретает знания о мире, о человеке, о социуме через Интернет, другие электронные средства, через телевидение, кинофильмы и т.п.
Информационный потенциал социума несет в своем содержании определенные аспекты воспитательного потенциала социума: духовно-нравственного потенциала, ценностного потенциала, патриотического потенциала, трудового потенциала, экономического потенциала, правового потенциала и т.д. Как и воспитательный потенциал, информационный потенциал социума как средство социального обучения, имеющего функцию социального воспитания, может быть обогащен за счет различных видов воспитания, опосредованно влияющих на усвоение социальных знаний, навыков и умений.
Информационный потенциал социума имеет сложную структуру и может быть представлен в виде научного, научно-исследовательского потенциала, предметного или содержательного потенциала, методического потенциала, занимающих в нем соответствующее место и играющих соответственную роль каждый.
Научный, научно-исследовательский потенциал социума представляет собой возможности социальных институтов, социальной деятельности, социальных отношений или отдельной личности по поиску и выявлению новых областей знаний или новых знаний в известных областях науки. Научный потенциал социума – это своего рода локомотив, обеспечивающий постоянное приращение информационного потенциала социума новой достоверной информацией, сохраняющий стабильность значимости информационного потенциала социума для личности, обеспечивающий современными и актуальными знаниями потребности личности и целых социальных групп.
Носителями научного, научно-исследовательского потенциала являются студенты, аспиранты, научные сотрудники, научные учреждения, методическая и исследовательская база научных учреждений, научные фонды и опыт научных исследований и разработок, хранящийся в учебниках, научных сборниках, диссертациях, научных отчетах.
Предметный (содержательный) потенциал социума представляет собой совокупность социального опыта в конкретной области жизнедеятельности (сферы) общества. Содержательный потенциал социума обеспечивает предметность информационного потенциала, это своего рода его лицо, сто наполнение, его внутренняя сторона.
Предметный (содержательный) потенциал социума, в свою очередь, включает правовой потенциал, педагогический потенциал, экономический потенциал, культурологический потенциал, спортивно-оздоровительный потенциал, экологический потенциал, психологический потенциал, исторический потенциал и т.д. Каждая из его составляющих придаст информационному потенциалу социума конкретное ОГЛАВЛЕНИЕ знаний, навыков и умений или предоставляет информацию в ее интерактивном виде, отражающем комплексную информацию (например, в виде психолого-педагогических знаний, медико-социальных или социально-правовых потоков информации. Реклама имеет юридическую, экономическую, биологическую или другую направленность).
Носителями предметного (содержательного) потенциала могут быть конкретные области научного знания или сферы жизнедеятельности общества; социальный опыт учреждений, коллективов или отдельной личности; реклама, театр, кино, телевидение, акции и т.д. В любом случае основным носителем является специалист определенного профиля профессиональной деятельности, непосредственно или опосредованно влияющий на познавательную сферу личности с целью передачи ей определенных знаний, навыков и умений.
Методический потенциал социума представляет собой совокупность нормативных документов, разработок, методик, программ, регламентирующих движение информации, ее использование в целях формирования новых знаний, навыков и умений личности. Методический потенциал социума обеспечивает последовательность реализации информационного потенциала и эффективность усвоения личностью предоставленной информации. Это своего рода регулятор, определяющий порядок взаимодействия личности с информационной средой, организатор и эффектор потребления личностью предоставляемой информации от различных элементов социума.
Носителями методического потенциала социума являются нормативные правовые документы, определяющие ОГЛАВЛЕНИЕ и порядок реализации информации, востребованной личностью; социальные проекты и программы развития личности или ее профессионального становления; методические разработки, методики социального обучения; справочники и энциклопедии.
Информационный потенциал социума в интересах социального обучения может быть реализован в форме включения индивидов в социально значимые виды деятельности, в которых на основе актуализации интереса непроизвольного внимания формируется мотивация к усвоению суммы знаний, навыков и умений, значимых для социализации личности; в форме включения индивидов в социально значимые отношения, взаимодействия (личность приобретает знания, навыки и умения, сопутствующие содержанию предмета общения, чаще не только потому, что поставлена цель, а в силу непосредственного участия в социальном процессе); в форме установления взаимодействия с социальными институтами или отдельными личностями, специалистами с целью получения доступа к социальному опыту и его усвоения в виде новых знаний, навыков и умений конкретной области человеческой жизнедеятельности, значимых для социализации личности.
Информационный потенциал имеет ситуативную (текущую, временную) и постоянную (перспективную) составляющие.
Ситуативная (текущая, временная) составляющая отражает динамическую сторону информационного потенциала и заключается в текущей информации, в возможностях социума предоставить информацию по мере востребованности и актуальности значимых для личности знаний, навыков и умений в конкретный момент ее жизнедеятельности.
Постоянная (перспективная) составляющая отражает стабильную сторону информационного потенциала, заключающуюся в информационных возможностях, имеющихся в основных фондах социальных институтов и других элементах социума, характеризующихся как базовый носитель информации, предназначенной для более длительного хранения и реализации с целью формирования фундаментальных теоретических знаний личности.
Носителями информационного потенциала могут быть библиотечный фонд учреждения, коллектива или отдельной личности; средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение; реклама; выставки; конкурсы; олимпиады; фестивали; спортивные состязания (олимпийские игры, кубки мира, Европы, России, г. Москвы и т.д.); туристические агентства; культурно-просветительные учреждения; социальные институты различного предназначения (семья, школа, вуз, учреждения здравоохранения, социальной сферы и т.д.); органы местного самоуправления, общественные организации, движения, объединения, партии и т.д.
Например, информационный потенциал личности может заключаться в знаниях (носимый запас знаний) как неотъемлемый атрибут интеллекта личности; ее личном опыте, включая конспекты научных работ, учебные и методические разработки; собственной библиотеке и электронных средствах, являющихся носителями информации.
Таким образом, информационный потенциал представляется в качестве основного средства социального обучения. Он многогранен и сложен по своей структуре, так как состоит из информационного потенциала социальной деятельности, информационного потенциала социальных отношений, информационного потенциала социальных институтов и информационного потенциала отдельных индивидов, причастных к процессу социального обучения. Каждый из обозначенных потенциалов может играть только специфическую роль в социальном обучении, используя возможности социальной деятельности, или социальных отношений, или социальных институтов, или отдельных индивидов. В этом и достоинство информационного потенциала социума, и его действенность на процесс социального обучения в целом.