Лекция 13. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения главы студент должен:
знать
• роль и значение информационных систем правотворческой деятельности;
• особенности информационных систем Государственной Думы;
• информационных систем правотворческой деятельности Совета Федерации;
уметь
• определять проблемы и тенденции развития информационного обеспечения правотворческой деятельности:
• использовать информационные системы законодательной деятельности;
владеть
• навыками применения технологий информационных систем законодательной деятельности для решения практических задач в юридической деятельности;
• современными методами сбора, обработки, анализа и использования правовой информации палатами Федерального Собрания.
Информационная инфраструктура правотворческой деятельности
Под правотворчеством в широком смысле понимается интеллектуальная человеческая деятельность по созданию права. Результатом этой деятельности являются нормативные правовые акты, составляющие в своей совокупности позитивное право. В узком смысле — это деятельность компетентных органов государства по разработке и принятию нормативных правовых актов, содержащих юридические нормы (150, 210).
Правотворчество, таким образом, представляет собой процесс, состоящий из нескольких стадий интеллектуальной деятельности, совокупности относительно самостоятельных действий, объединенных единой целью — созданием норм права и нормативных правовых актов. Правотворческий процесс связан с поиском и использованием различной информации правового и социального характера, массивы которой требуется творчески обработать и на ее основе создать модель правил поведения, из которых формируются нормы права.
На первой стадии правотворческого процесса (разработки законопроекта) необходимо найти и изучить исходную информацию для разработки проекта, отражающую:
• историю правового регулирования по предмету будущего законопроекта;
• потребность в разработке новых правил поведения, т.е. актуальность правового регулирования предметных общественных отношений;
• практику применения действующего законодательства;
• зарубежный опыт нормотворчества по предмету законопроекта.
На основе собранной информации разрабатывается текст законопроекта. При этом как раз и требуются базы данных, т.е. большой массив различной информации, необходимой для разработки и оформления текста.
На второй стадии правотворческого процесса (обсуждения законопроекта) необходимо организовать всестороннюю предварительную правовую оценку законопроекта, провести его экспертизу и подготовить к окончательному обсуждению в законодательном собрании либо иным субъектом нормотворчества. Здесь также требуется кропотливая работа по сбору, обработке и анализу немалого объема правовой информации, ее размножению для субъектов обсуждения законопроекта и вновь сбору, обработке и анализу. На стадии обсуждения используются не только базы данных, но и информационно-аналитические технологии коллективной творческой работы над законопроектом.
На третьей стадии правотворческого процесса (принятия закона) происходит работа по детальному обсуждению текста законопроекта непосредственно на пленарном заседании палат Федерального Собрания (вначале в Государственной Думе, а затем в Совете Федерации). Законопроект проходит несколько чтений на пленарном заседании, между которыми продолжается работа над законопроектом, вносятся поправки либо исключаются отдельные нормы (положения), проходит обсуждение таких поправок и, наконец, принимается окончательная редакция текста закона.
После принятия законопроекта палатами Федерального Собрания принятый текст направляется на утверждение Президента РФ. На этом этапе вновь проводится правовая экспертиза текста на предмет его соответствия Конституции РФ и другим нормативным правовым актам. Здесь также требуется организовать поиск, обработку и анализ правовой информации, содержащейся в тексте законопроекта в порядке творческого сравнения и сопоставления. Только после подписания Президентом РФ текст закона приобретает юридическую силу.
Таким образом, информационное обеспечение правотворческого процесса сводится к подготовке к использованию различных баз данных и созданию надежной информационно-телекоммуникационной среды для сбора, передачи и использования правовой информации. При этом профессиональные работники палат Федерального Собрания должны быть обеспечены:
• автоматизированными рабочими местами, оснащенными современной вычислительной техникой;
• информационно-телекоммуникационной сетью;
• базами данных, предназначенными для правотворческого процесса;
• компьютерными технологиями поиска, обработки, анализа и коллективного использования информации правового характера.
Названная информационно-технологическая инфраструктура обеспечения правотворческого процесса составляет основу информатизации законотворческой деятельности.
В соответствии с этим основными задачами информатизации правотворческого процесса являются:
• оснащение работников правотворческих органов современной вычислительной техникой поиска и обработки информации;
• формирование массива информационных ресурсов (баз данных);
• создание высокоэффективной информационно-телекоммуникационной сети, предназначенной для передачи информации и коллективной работы с документами;
• внедрение и использование информационных технологий разработки, обсуждения и принятия текстов нормативных правовых актов;
• обучение депутатов и персонала правотворческих органов навыкам работы с автоматизированными информационными системами.
Реализация задач информатизации правотворческой деятельности состоит из конкретной деятельности по созданию материальных, организационных и технологических условий информационного обеспечения соответствующего органа — субъекта правотворческой деятельности.
В соответствии с Конституцией РФ Совет Федерации и Государственная Дума выполняют самостоятельные законодательные функции Федерального Собрания и каждая из них руководствуется конституционно установленными полномочиями и федеральными законами:
• Государственная Дума принимает законы;
• Совет Федерации рассматривает и одобряет принятые законы на предмет их соответствия Конституции РФ, федеральным законам, а также федеративным интересам.
Учитывая специфику интересов республик, областей и других субъектов РФ, в Совете Федерации формируется информационный массив о деятельности регионов и автоматизированная информационная система взаимодействия с ними.