Информационные опасности и угрозы
С учетом общей направленности в Доктрине информационной безопасности угрозы информационной безопасности подразделяются на следующие виды:
• угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
• угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ;
• угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
• угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, гак и создаваемых на территории России.
В Доктрине информационной безопасности определены следующие угрозы (соответственно каждому из перечисленных выше видов).
Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться:
• принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;
• создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;
• противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;
• нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;
• противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;
• неисполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и гражданами требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;
• неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;
• дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;
• нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;
• вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;
• девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;
• снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных;
• манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).
Угрозами информационному обеспечению государственной политики РФ могут являться:
• монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;
• блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;
• низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики РФ вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики.
Угрозами развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов могут являться:
• противодействие доступу РФ к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;
• закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;
• вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;
• увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.
Угрозами безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России, могут являться:
• противоправные сбор и использование информации;
• нарушения технологии обработки информации;
• внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;
• разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;
• уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;
• воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;
• компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;
• утечка информации по техническим каналам;
• внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
• уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;
• перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;
• использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;
• несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;
• нарушение законных ограничений на распространение информации.