Индивидуализация и дифференциация
Щадящая технология уделяет большое внимание индивидуализации и дифференциации воспитания, без которых она не может совершаться. Индивидуализация понимается не как индивидуальный подход к обучению и воспитанию, признававшийся и советской педагогикой, а как признание и использование индивидуальных качеств личности с целью максимального приспособления к ним эдукации. Дифференциация основывается на признании существования у школьников некоторых общих качеств (интересов, склонностей, дарований, способностей и др.), важных для обучения. Сторонники дифференциации склоняются к выводу, что школьники с одинаковыми качествами (признаками) должны при целенаправленном обучении достигать более высоких результатов. Практическая цель дифференциации – создание улучшенных условий для достижения учебных целей путем приспособления процесса к определенным качествам учеников, например организация процесса по специальной программе для способных к математике школьников и т.п.
В педагогической литературе индивидуализация чаще всего рассматривается как форма организации учебного процесса, хотя нередко ее называют также методом, способом или даже технологией. Существенное отличие только одно – выделение дифференцированных по любому признаку (чаще – совокупности признаков) групп или подгрупп. Наиболее важными показателями для дифференциации обучаемых выступают: уровень обученности (успеваемость), характеристики обучаемости (темпы обучения, потенциальные возможности), а также конкретные качества (особенности) – наклонности, интересы, способности к изучению учебного предмета и т.д. Их дальнейшее развитие – цель дифференцированного обучения.
В современной педагогике под дифференциацией понимается изменение любого параметра учебного процесса. Выделяют дифференциацию па основе учета всевозможных индивидуальных особенностей учеников; планов и программ обучения; организационных форм, методов; типов и уровней учебных заведений; работающих в них педагогов; материально-технического обеспечения учебного процесса; финансирования процесса; платы за обучение, других показателей. Фактически все образование в рыночном мире становится дифференцированным.
Для осуществления классной дифференциации – разделения учеников на группы, подгруппы – необходимо учитывать индивидуальные отличия не только тех, кого учат, но и тех, кто учит, помня о том, что обучение есть процесс двусторонний, предусматривающий обязательное взаимодействие, а значит, и взаимовлияние субъектов, принимающих в нем участие. На практике выделение дифференцированных подгрупп осуществляется на основе видимых индивидуальных отличий: достигнутого уровня подготовленности, особенностей мотивации, внимания, восприятия, мышления, особенностей учебной деятельности и т.п. Не всегда такие подгруппы будут однородными, способными одолевать поставленные перед ними цели, поэтому учителю следует принимать во внимание более тонкие особенности обучаемых.
Когда подгруппы выделены, им предлагается различная но объему и трудности деятельность, что влечет за собой перестройку содержания и организации учебно-воспитательного процесса:
1) изменение организационных форм, представленных группами разного уровня;
2) выбор уровня изучения материала (предмета);
3) отбор содержания обучения, осуществляемого но вариативным учебным планам, разноуровневым программам и учебникам;
4) соответствующее методическое сопровождение учебного процесса.
При таком понимании дифференцированное обучение приближается но своей сути к индивидуально ориентированному, поэтому его называют также личностно дифференцированным (личностно ориентированным).
Как соотносится дифференциация с индивидуализацией процесса обучения? Индивидуализация больше касается сферы методических приемов, педагогической технологии, а дифференциация – системы, в которой реализуется индивидуальный подход к развитию личности, т.е. преимущественно к процессу учения. Иногда индивидуализацию определяют как цель обучения, а дифференциацию как средство достижения этой цели.