Иерархия факторов
На основе изложенного составим итоговую таблицу, в которую войдут наиболее значимые факторы воспитания (табл. 4.2). Сегодня можно лишь приблизительно говорить о степени влияния различных факторов, поскольку в зависимости от условий один и тот же фактор может быть и весьма значимым, и мало влияющим. Иерархия факторов воспитания нуждается в дальнейших серьезных уточнениях.
Таблица 4.2
Влияние факторов воспитания на продуктивность эдукационного процесса
|
Фактор |
Влияние фактора на продуктивность ЭП |
Место фактора по степени влияния |
|
Понимание жизни, судьбы, карьеры, ценностей |
0,95 |
1 |
|
Понимание необходимости воспитания |
0,94 |
2 |
|
Потребность быть воспитанным |
0,94 |
2 |
|
Личность воспитателя, образец для подражания, наглядный пример |
0,93 |
3 |
|
Реальное отношение к самовоспитанию, самомотивация |
0,92 |
4 |
|
Упражнения (тренаж) в нужном направлении |
0,91 |
5 |
|
Податливость воспитанию |
0,90 |
6 |
|
Сложившийся образ жизни |
0,90 |
7 |
|
Условия жизни |
0,90 |
8 |
|
Потребности группы, к которой принадлежит человек |
0,89 |
9 |
|
Нравы, обычаи ближайшего окружения |
0,88 |
10 |
|
Традиции |
0,87 |
11 |
|
Регулярность, систематичность выполнения требуемых действий |
0,86 |
12 |
|
Активность и настойчивость в учении, самовоспитании |
0,85 |
13 |
|
Стимулирование воспитания |
0,84 |
14 |
|
Управление обучением, развитием, воспитанием |
0,83 |
15 |
|
Национальные особенности |
0,82 |
16 |
|
Дисциплинированность |
0,81 |
17 |
|
Усидчивость (настойчивость) |
0,80 |
18 |
|
Применение знаний, умений на практике |
0,79 |
19 |
|
Способности к приобретению нового опыта |
0,78 |
20 |
|
Уровень развития коллектива |
0,77 |
21 |
|
Потенциальные возможности |
0,76 |
22 |
|
Сложность качества, которым нужно овладеть |
0,75 |
23 |
|
Методы обучения, воспитания, развития |
0,74 |
24 |
|
Формы организации учебно-воспитательного процесса |
0,73 |
25 |
|
Общественное, коллективное мнение |
0,72 |
26 |
|
Индивидуальные особенности |
0,71 |
27 |
|
Персональная установка на достижение результата |
0,71 |
28 |
|
Виды и характер деятельности |
0,70 |
29 |
|
Готовность к изменениям |
0,69 |
30 |
|
Начальный уровень (развития, воспитанности, эрудиции) |
0,68 |
31 |
|
Время на выполнение практических упражнений |
0,65 |
32 |
|
Время на формирование сознания информации |
0,64 |
33 |
|
Время на закрепление знаний, умений, действий |
0,62 |
34 |
|
Периодичность контроля и проверки знаний, умений, действий |
0,60 |
35 |
|
Мониторинг учебно-воспитательного процесса |
0,59 |
36 |
|
Объем и характер самовоспитания |
0,54 |
37 |
|
Совпадение персональных запросов с программой воспитания |
0,53 |
38 |
|
Нормы взаимоотношений |
0,51 |
39 |
|
ОГЛАВЛЕНИЕ воспитания |
0,50 |
40 |
|
Форма организации занятий |
0,49 |
41 |
|
Тип и структура учебно-воспитательного занятия |
0,48 |
42 |
|
Особенности предмета (качества) воспитания |
0,46 |
43 |
|
Условия обучения-воспитания |
0,45 |
44 |
|
Средства обучения-воспитания |
0,44 |
45 |
|
Работоспособность, прилежание воспитанника |
0,43 |
46 |
|
Возраст воспитанника |
0,42 |
47 |
|
Индивидуальные и личностные особенности воспитанника |
0,41 |
48 |
|
Наличие и качество учебной литературы |
0,40 |
49 |
|
Потребность в достижениях |
0,39 |
50 |
|
Установка па продуктивность |
0,38 |
51 |
|
Объем воспитательной деятельности |
0,37 |
52 |
|
Педагогическая позиция, стиль отношений и управления |
0,36 |
53 |
|
Взаимоовоспитание, кооперация |
0,35 |
54 |
|
Возможности учебно-воспитательного заведения |
0,34 |
55 |
|
Контроль, самоконтроль развития качества |
0,33 |
56 |
|
Возможности педагога |
0,32 |
57 |
В числе важнейших субъективных факторов воспитания – личность воспитателя. Схематизированный язык научной книги не способен отразить соприкосновения человеческих душ, тончайшие нюансы межличностных отношений, тысячи больших и малых взаимодействий, сопровождающих процесс воспитания. Наука констатирует объективную истину: личность воспитателя – если и не решающее, то, по крайней мере, важнейшее условие эффективного воспитания. Практика на каждом шагу подтверждает это заключение.
Роль воспитателя в современном воспитательном процессе состоит вовсе не в том, чтобы замкнуть на себя все воспитательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. Наоборот, организующая и направляющая сила воспитателя тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Воспитатель добивается значительных успехов только тогда, когда учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, внимательно анализирует последствия своих воспитательных действий и делает из них правильные выводы.
Уже много сказано о серьезных недостатках современного школьного воспитания. В них повинны не только неблагоприятные условия, нерадивые ученики и уклоняющиеся от выполнения воспитательных функций родители. Учителя, воспитатели должны признать и свою часть вины в разразившемся кризисе. Низкий уровень профессионализма, родивший авторитарную педагогику, стал главной причиной отчуждения воспитанников от своих воспитателей. Подлинное преобразование педагогических взаимоотношений возможно на основе идей демократизации и гуманизации школы, на возрождении простых человеческих чувств: заботы о детях, любви и милосердия. Важная задача нынешнего воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическим влияниям. Педагогическая позиция должна быть деликатной и незаметной, возможно более скрытой от воспитанника. Нужно растить из ребенка друга, а не стоять ментором над его душой.