Иерархия факторов

На основе изложенного составим итоговую таблицу, в которую войдут наиболее значимые факторы воспитания (табл. 4.2). Сегодня можно лишь приблизительно говорить о степени влияния различных факторов, поскольку в зависимости от условий один и тот же фактор может быть и весьма значимым, и мало влияющим. Иерархия факторов воспитания нуждается в дальнейших серьезных уточнениях.

Таблица 4.2

Влияние факторов воспитания на продуктивность эдукационного процесса

Фактор

Влияние фактора на продуктивность ЭП

Место фактора по степени влияния

Понимание жизни, судьбы, карьеры, ценностей

0,95

1

Понимание необходимости воспитания

0,94

2

Потребность быть воспитанным

0,94

2

Личность воспитателя, образец для подражания, наглядный пример

0,93

3

Реальное отношение к самовоспитанию, самомотивация

0,92

4

Упражнения (тренаж) в нужном направлении

0,91

5

Податливость воспитанию

0,90

6

Сложившийся образ жизни

0,90

7

Условия жизни

0,90

8

Потребности группы, к которой принадлежит человек

0,89

9

Нравы, обычаи ближайшего окружения

0,88

10

Традиции

0,87

11

Регулярность, систематичность выполнения требуемых действий

0,86

12

Активность и настойчивость в учении, самовоспитании

0,85

13

Стимулирование воспитания

0,84

14

Управление обучением, развитием, воспитанием

0,83

15

Национальные особенности

0,82

16

Дисциплинированность

0,81

17

Усидчивость (настойчивость)

0,80

18

Применение знаний, умений на практике

0,79

19

Способности к приобретению нового опыта

0,78

20

Уровень развития коллектива

0,77

21

Потенциальные возможности

0,76

22

Сложность качества, которым нужно овладеть

0,75

23

Методы обучения, воспитания, развития

0,74

24

Формы организации учебно-воспитательного процесса

0,73

25

Общественное, коллективное мнение

0,72

26

Индивидуальные особенности

0,71

27

Персональная установка на достижение результата

0,71

28

Виды и характер деятельности

0,70

29

Готовность к изменениям

0,69

30

Начальный уровень (развития, воспитанности, эрудиции)

0,68

31

Время на выполнение практических упражнений

0,65

32

Время на формирование сознания информации

0,64

33

Время на закрепление знаний, умений, действий

0,62

34

Периодичность контроля и проверки знаний, умений, действий

0,60

35

Мониторинг учебно-воспитательного процесса

0,59

36

Объем и характер самовоспитания

0,54

37

Совпадение персональных запросов с программой воспитания

0,53

38

Нормы взаимоотношений

0,51

39

ОГЛАВЛЕНИЕ воспитания

0,50

40

Форма организации занятий

0,49

41

Тип и структура учебно-воспитательного занятия

0,48

42

Особенности предмета (качества) воспитания

0,46

43

Условия обучения-воспитания

0,45

44

Средства обучения-воспитания

0,44

45

Работоспособность, прилежание воспитанника

0,43

46

Возраст воспитанника

0,42

47

Индивидуальные и личностные особенности воспитанника

0,41

48

Наличие и качество учебной литературы

0,40

49

Потребность в достижениях

0,39

50

Установка па продуктивность

0,38

51

Объем воспитательной деятельности

0,37

52

Педагогическая позиция, стиль отношений и управления

0,36

53

Взаимоовоспитание, кооперация

0,35

54

Возможности учебно-воспитательного заведения

0,34

55

Контроль, самоконтроль развития качества

0,33

56

Возможности педагога

0,32

57

В числе важнейших субъективных факторов воспитания – личность воспитателя. Схематизированный язык научной книги не способен отразить соприкосновения человеческих душ, тончайшие нюансы межличностных отношений, тысячи больших и малых взаимодействий, сопровождающих процесс воспитания. Наука констатирует объективную истину: личность воспитателя – если и не решающее, то, по крайней мере, важнейшее условие эффективного воспитания. Практика на каждом шагу подтверждает это заключение.

Роль воспитателя в современном воспитательном процессе состоит вовсе не в том, чтобы замкнуть на себя все воспитательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. Наоборот, организующая и направляющая сила воспитателя тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Воспитатель добивается значительных успехов только тогда, когда учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, внимательно анализирует последствия своих воспитательных действий и делает из них правильные выводы.

Уже много сказано о серьезных недостатках современного школьного воспитания. В них повинны не только неблагоприятные условия, нерадивые ученики и уклоняющиеся от выполнения воспитательных функций родители. Учителя, воспитатели должны признать и свою часть вины в разразившемся кризисе. Низкий уровень профессионализма, родивший авторитарную педагогику, стал главной причиной отчуждения воспитанников от своих воспитателей. Подлинное преобразование педагогических взаимоотношений возможно на основе идей демократизации и гуманизации школы, на возрождении простых человеческих чувств: заботы о детях, любви и милосердия. Важная задача нынешнего воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическим влияниям. Педагогическая позиция должна быть деликатной и незаметной, возможно более скрытой от воспитанника. Нужно растить из ребенка друга, а не стоять ментором над его душой.