Государство и внешний сектор
Пусть наша экономика представляет собой смешанную закрытую систему. Что меняется в механизме достижения равновесия и уровне равновесного выпуска с появлением государства?
Роль государства в макроэкономическом равновесии
Государство воздействует на поведение экономических агентов прежде всего с помощью доходов и расходов. Доходы государства, составляющие доходную часть государственного бюджета, формируются из налоговых поступлений со стороны домохозяйств и фирм. Затраты государства (расходная часть государственного бюджета) — это государственные закупки товаров и услуг и трансфертные выплаты.
Совокупный спрос с учетом государства составит
где С = С0 + Ь(У-Т + Тг) — новая функция потребления; Т—общая сумма налоговых сборов; Тг — общая сумма трансфертов домохозяйствам; С — государственные закупки товаров и услуг.
Хотя по-прежнему совокупное потребление зависит от располагаемого личного дохода (РЯД) отличается от совокупного выпуска У на величину налогов и трансфертов.
Совокупная величина налоговых сборов — налоговая функция — определяется типом налога, который вводит государство. При пропорциональном подоходном налоге государство задает единую налоговую ставку, которая не зависит от величины дохода Т = rY, где t — ставка налога. Конечно, общая величина налоговых выплат изменяется, если доход растет или падает, но доля выплат остается стабильной. Например, в России в настоящее время ставка подоходного налога составляет 13% для всех индивидов.
Другой вид налога — паушальный (или аккордный) налог — предполагает постоянную величину выплаты: Т = Т0 = const. В виде паушального налога могут взиматься сборы за выдачу лицензий фирмам, дорожный налог на владельцев транспортных средств, налог на домашних животных (зависит от количества животных, а не от дохода хозяина).
В некоторых странах не только общая величина подоходного и других видов налогов, но и сама ставка налога связана с величиной получаемого дохода Т(У) = £(У)У, причем чем выше доход, тем больше налоговая ставка: dt/dY > 0. Например, в Скандинавских странах при небольшом уровне дохода ставка налога может составлять 0—15% (не облагается налогом минимальный доход людей, живущих на уровне бедности), при среднем уровне дохода ставка поднимается до 20—25%, а для крупных состояний ставка подоходного налога может достигать 80%. Тем самым государство осуществляет перераспределение дохода в экономике и препятствует резкому социальному расслоению населения.
Государственные закупки товаров и услуг и трансфертные выплаты определяются политикой государства и не зависят напрямую от дохода страны. Поэтому в функции совокупного спроса эти величины являются постоянными: G = G = const; Tr = Tr = const.
Если принять во внимание, что величины паушального налога и трансфертных выплат примерно равны между собой и в большинстве случаев ставка подоходного налога независима от дохода компонента, тогда располагаемый личный доход принимает следующий вид:
Равновесие в экономике с учетом государства будет достигнуто при
а равновесный выпуск составит
Таким образом, с помощью изменения ставки налога и манипулирования своими расходами государство воздействует на совокупный выпуск. Увеличивая расходы и уменьшая налоги, государство способствует росту совокупного спроса и равновесного производства, тем самым разрыв безработицы, вызванный недостаточным частным спросом, может быть преодолен. Сокращая расходы и увеличивая налоги, государство может сдерживать совокупный спрос и равновесный выпуск, и, таким образом, инфляционный разрыв может быть уменьшен.
Однако здесь не все так просто!
Во-первых, если речь идет об увеличении государственных расходов или о сокращении налогов, то данная мера, конечно, должна понравиться избирателям и государственным деятелям. Поэтому на первый взгляд кажется, что ликвидация разрыва безработицы—довольно несложное дело. Но осуществление данной меры имеет свою цену. Для того чтобы тратить, государство должно иметь эти средства. Если государственный бюджет уже находится в дефиците — расходы превышают доходы — дополнительные затраты на поддержание совокупного спроса могут оказаться неприемлемыми или чрезмерно разорительными для государства, привести к банкротству государства и отставке правительства.
Во-вторых, даже если государственный бюджет позволяет увеличивать государственные расходы, это может быть нежелательным по другим соображениям. Когда государство увеличивает государственные закупки товаров и услуг, эти средства начинают конкурировать с частными инвестициями на рынках капитала и ресурсов. Действительно, если государство планирует построить дорогу или новый парк, капитальные и трудовые ресурсы, требуемые для осуществления государственного проекта, отвлекаются от частных инвестиционных планов. Экономика не может очень быстро увеличить объемы имеющихся производственных ресурсов, поэтому ресурсы могут использоваться в одно и то же время либо в государственном, либо в частном секторе. Деятельность государства сопровождается эффектом вытеснения частных инвестиций.
Обратимся к рис. 3.8. Пусть 7(0 представляет собой частные инвестиции внутри страны, a S(i) — ресурсы, доступные для инвестирования (кредитные ресурсы частных агентов), причем dl{i)/di < 0; dS(i)/di > 0: чем выше ставка процента, тем меньше объем частных инвестиций (меньше прибыльных частных инвестиционных проектов) и выше объем кредитных ресурсов (индивиды могут отказаться от части своего текущего потребления в пользу получения более высокого процентного дохода в будущем). Равновесие в частном сек
Рис. 3.8. Эффект вытеснения частных инвестиций
торе в условиях отсутствия активности государства наблюдается при ставке процента 1,. Равновесный объем частных инвестиций составляет величину/г
Государственные расходы (государственные инвестиции) не зависят от ставки процента, поскольку выделяются на основе государственных программ, а не в силу действия рыночных законов. Новая инвестиционная функция с учетом государственных инвестиций будет /(0 + б, что означает параллельный сдвиг первоначальной функции вправо-вверх. Новое равновесие установится при более высокой ставке процента /2 > 11. И хотя в целом инвестиций в экономике стало больше /: + б > 1г, объем частных инвестиций сократился: /2 < /]. Более высокая ставка процента не оказала никакого влияния на государственные расходы, но сократила частные стимулы к инвестированию.
Может быть, эффект вытеснения не значим с позиции экономики в целом, раз общий объем инвестиций вырос? Дело состоит в том, что, как показывает практика, частные инвестиции, как правило, более эффективны, чем государственные вложения. В некоторых странах существует даже так называемый принцип частного инвестора: при распределении средств между государственными программами эксперты рекомендуют ориентироваться на механизмы оценки прибыльности частным сектором. Таким образом, вытесняя частные инвестиции, государство понижает общую эффективность макроэкономических проектов.
В-третьих, какими бы сложностями ни сопровождалась политика увеличения государственных расходов, наибольшие проблемы ожидают государство тогда, когда правительство рискует сократить государственные затраты и (или) повысить налоги. Мероприятия, направленные на уменьшение совокупного спроса для предотвращения или ликвидации инфляционного разрыва, являются чрезвычайно непопулярными среди государственных деятелей. Подобные действия государства могут привести к росту социального напряжения среди населения и вызвать резкую критику со стороны оппозиционных сил. Все это способно привести к экономической и социальной дестабилизации в стране и смене правительства. Опасность проиграть следующие выборы, лишится политического влияния и риск подрыва социального здоровья общества уменьшают возможности эффективного использования данных средств для решения проблемы инфляционного разрыва. Поэтому современные развитые экономики в большинстве своем подвержены так называемому инфляционному заражению, борьбе с инфляционном разрывом уделяется куда как меньшее внимание, чем стимулированию совокупного спроса посредством роста государственных расходов.