Государственный институциональный механизм управления природопользованием
К управлению природопользованием причастны все ветви государственной власти: представительная (законодательная), исполнительная и судебная. Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для управления в сфере природопользования.
Функции государственного управления:
• экологическое планирование;
• государственная экологическая экспертиза;
• государственный экологический контроль;
• государственный экологический мониторинг;
• экологическое нормирование;
• лицензирование в области охраны окружающей среды;
• экологическое образование и воспитание;
• экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
• государственный учет источников негативного воздействия на окружающую среду;
• сертификация в области охраны окружающей среды. Компетенция органов государственной власти включает в себя полномочия, обязанности и ответственность государственных органов.
К компетенции законодательной власти относится определение основных направлений государственной экологической политики, утверждение федеральных экологических программ, порядок организации и деятельности органов управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, установление правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия и др.
В компетенции органов исполнительной власти находится реализация государственной экологической политики, обеспечение разработки и реализации экологических программ, координация деятельности министерств и ведомств в области охраны окружающей среды, утверждение экологических нормативов воздействия на окружающую среду, порядок определения платности природопользования, вопросы организации особо охраняемых территорий, экологического образования и др.
Органы государственной власти могут быть классифицированы по различным критериям. В зависимости от уровня государственного управления выделяются федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Выделяют: органы общей компетенции, отраслевой компетенции и специальной компетенции.
Органы общей компетенции:
• Президент РФ;
• Правительство РФ;
• Федеральное собрание РФ;
• Правительства, законодательные собрания субъектов РФ;
• Совет Безопасности РФ;
• Органы отраслевой компетенции;
• Министерство обороны РФ;
• Министерство здравоохранения и социального развития РФ;
• Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России);
• Министерство промышленности и торговли РФ;
• Министерство связи и массовых коммуникаций РФ;
• Министерство транспорта РФ;
• Министерство энергетики РФ;
• Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России). В структуре исполнительной власти необходимо выделить ряд специализированных подразделений, выполняющих
природоохранные функции, а также связанных с использованием природных ресурсов:
• Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России);
• Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);
• Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) при Минприроды России;
• Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) при Минприроды России;
• Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) при Минприроды России;
• Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости при Минэкономразвития России;
• Федеральное агентство лесного хозяйства при Минсельхозе России;
• Федеральное агентство водных ресурсов при Минприроды России;
• Федеральное агентство по недропользованию при Минприроды России;
• Федеральное агентство по рыболовству при Правительстве РФ.
Правительство РФ является высшим исполнительно-распорядительным органом страны и выполняет следующие функции:
— обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
— принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
— организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
— координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и Указов Президента РФ по вопросам охраны окружающей среды и природопользования Правительство РФ издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.
Комплексные специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области охраны природных ресурсов и окружающей среды возглавляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России).
К функциям Минприроды России, в частности, относится:
— проведение государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны;
— координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти;
— осуществление управления государственным фондом недр;
— управление лесным хозяйством, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;
— использование и охрана водного фонда, гидротехнических сооружений;
— использование объектов животного мира и среды их обитания;
— сохранение особо охраняемых природных территорий. Министерство природных ресурсов и экологии Российской
Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности, находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию. Федерального агентства водных ресурсов. Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
На Минприроды России возложены функции, связанные с охраной окружающей среды, а именно:
• комплексное управление в области охраны окружающей среды и природных ресурсов на основе принципов научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, рационального природопользования, установления допустимых норм и нормативов нагрузок на окружающую природную среду;
• координация деятельности министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;
• проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов;
• совершенствование экономического, правового и административного механизмов в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;
• организация и осуществление государственной экологической экспертизы;
• организация и осуществление государственного экологического контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также за соблюдением норм экологической безопасности;
• управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги России;
• оценка и прогнозирование состояния окружающей среды, ресурсного потенциала страны, биосферных процессов;
• организация и ведение регистрации опасных отходов, в том числе радиоактивных;
• ведение экологического мониторинга, учет, оценка и ведение кадастров отдельных видов природных ресурсов;
• утверждение экологических нормативов, правил и стандартов в области окружающей среды;
• информирование населения о состоянии экологической обстановки.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости организует и координирует деятельность по земельной политике государства, в том числе осуществляет:
— государственный контроль за использованием и охраной земель;
— ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
— организацию и проведение работ по землеустройству;
— организацию работ по систематическому выявлению неиспользуемых и нерационально используемых земель.
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), комитеты или управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды субъектов Российской Федерации, региональные и территориальные центры организуют работу по наблюдению за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства. Кроме того, ведется учет вредных воздействий на объекты природы, а также наблюдение за уровнями радиации (радиационным фоном).
Таким образом, функционирует система мониторинга. Ее основу составляет сеть станций наблюдения (посты контроля, лаборатории физико-химического анализа, передвижные лаборатории контроля). Эти подразделения ежедневно составляют прогноз неблагоприятных метеоусловий, способных вызвать резкое повышение уровня загрязнения вод, воздуха. Данная информация доводится до предприятий — источников загрязнения.
Специализированные органы исполнительной власти представлены также природоохранными прокуратурами. Первая природоохранная прокуратура, а также специализированные управления внутренних дел по охране природных богатств Каспийского моря и низовьев рек Волги и Урал были созданы в Астрахани в 80-х гг. XX в. Позже аналогичные структуры появились в районе озера Байкал, Азово-Черноморского бассейнов.
В территориальных структурах Министерства внутренних дел организованы подразделения экологической милиции.
Органы судебной власти также уполномочены принимать решения по экологическим вопросам (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Структура судебной власти в Российской Федерации
На рис. 4.6 представлена структура органов управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Рис. 4.6. Структура управления природопользованием в РФ