Государственный бюджет и его структура
Государственный бюджет – это сводный финансовый план государства, включающий в себя его совокупные доходы, расходы и их соотношение за определенное время (обычно за год; в России в настоящее время составляется и трехлетний бюджет). В экономике страны государственный бюджет выполняет две основные функции:
– фискальную: аккумулирование денежных средств в форме налоговых и неналоговых поступлений в целях их последующего использования для закупки государством товаров и услуг и выплаты трансфертов;
– регулирующую: управление доходами и расходами бюджета для достижения целей макроэкономической политики.
Вопросы практики. Структура бюджетной системы в России
В Российской Федерации сложилась трехуровневая бюджетная система, включающая:
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд. Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
3. Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. В свою очередь, консолидированный бюджет РФ образуют федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Для целей макроэкономического анализа рассчитывается также бюджет расширенного правительства, который образуют консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Доходы государственного бюджета подразделяются на налоговые (Т) и неналоговые. Основным источником дохода государственного бюджета являются налоговые доходы. К неналоговым доходам относятся доходы от использования государственного имущества (в том числе от использования государственной и муниципальной собственности), от оказываемых государством платных услуг и др. При построении формализованных моделей, отражающих влияние государственного бюджета на макроэкономические параметры, от неналоговых доходов государственного бюджета обычно абстрагируются.
Рассмотрим подробнее налоговые доходы государственного бюджета. Они включают прямые и косвенные налоги. Прямой налог – налог, которым облагается доход (прибыль), получаемый домашними хозяйствами и фирмами, а также факторы производства, способствующие получению доходов (например, земля). К прямым налогам относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налоги на имущество и др. К косвенным налогам относятся такие налоги на продаваемые товары, которые входят непосредственно в цены товаров, по существу представляя собой надбавку к этим ценам, уплачиваемую при покупке соответствующего товара. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, экспортные и импортные пошлины.
Налоговая система РФ носит трехуровневый характер (табл. 6.2). Особенности доходов федерального бюджета РФ заключаются в высокой доле косвенных налогов (прежде всего НДС), а также доходов от внешнеэкономической деятельности (поступления от экспортных и импортных пошлин), составляющих более 1/3 доходной части бюджета. Отметим также, что в 2010 г. был отменен единый социальный налог, который заменили страховые взносы в Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Таблица 6.2
Виды налогов в России
Федеральные |
Региональные |
Муниципальные |
Налог на добавленную стоимость |
Налог на имущество организаций |
Земельный налог |
Акцизы |
||
Налог на доходы физических лиц |
Налог па игорный бизнес |
Налог на имущество физического лица |
Налог на прибыль организаций |
||
Налог на добычу полезных ископаемых + плата за пользование недрами |
Транспортный налог |
|
Водный налог |
||
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
||
Госпошлина |
Составлено по данным Федеральной налоговой службы РФ. URL: nalog.ru/
Расходы государственного бюджета осуществляются по следующим направлениям:
– закупка товаров и услуг (G) для целей национальной обороны, охраны правопорядка, образования, культуры, здравоохранения;
– государственные инвестиции (Ig) – государственные капиталовложения в инфраструктуру;
– выплата трансфертов (TR) домохозяйствам и фирмам (пенсии, пособия, стипендии домохозяйствам, субсидии фирмам), а также помощь другим участникам бюджетной системы (межбюджетные трансферты).
Структура доходов и расходов федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ представлена в табл. 6.3.
Разница между доходами и расходами государственного бюджета образует сальдо бюджета (BS). Положительное сальдо бюджета – профицит бюджета – означает, что государство аккумулирует средств больше, чем тратит, т.е. имеют место положительные государственные сбережения. И наоборот, отрицательное сальдо – дефицит бюджета (BD) – показывает, что государственные расходы превышают доходы. Формализованное уравнение бюджетного сальдо можно представить следующим образом:
(6.1)
где BS – сальдо бюджета; T – налоги; G – государственные закупки товаров и услуг; Ig – государственные инвестиции; TR – трансферты.
Если определить величину чистых налоговых поступлений (Тn) как разницу между налогами (Т) и трансфертами (ТК), а величину государственных инвестиций включить в показатель государственных закупок товаров и услуг (G), то уравнение сальдо бюджета можно представить следующим образом:
(6.2)
Поскольку бюджетный дефицит есть сальдо бюджета, взятое с обратным знаком, уравнение бюджетного дефицита выглядит следующим образом:
(6.3)
Таблица 6.3
Доходы и расходы федерального бюджета (ФБ) и консолидированных бюджетов субъектов РФ (БС) в 2011 г.
Показатели |
Млрд руб. |
% к ВВП 2011 г. |
|||
ФБ |
БС |
ФБ |
БС |
||
Доходы, всего: |
11 367,7 |
7644,2 |
20,4 |
13,7 |
|
налог на прибыль организаций |
342,6 |
1927,9 |
0,6 |
3,5 |
|
налог на доходы физических лиц |
- |
1995,8 |
- |
3,6 |
|
налог на добавленную стоимость |
3250,4 |
0,3 |
5,8 |
- |
|
акцизы |
278,4 |
372,1 |
0,5 |
0,7 |
|
налоги на совокупный доход |
- |
215,2 |
- |
0,4 |
|
налоги на имущество |
- |
678,0 |
- |
1,2 |
|
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2046,9 |
38,1 |
3,7 |
||
доходы от внешнеэкономической деятельности |
4664,7 |
– |
8,4 |
– |
|
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
382,0 |
268,8 |
0,7 |
0,5 |
|
платежи при пользовании природными ресурсами |
83,0 |
28,8 |
0,1 |
– |
|
трансферты |
29,0 |
1768,8 |
- |
3,2 |
|
прочие неналоговые доходы |
0,6 |
48,3 |
– |
- |
|
Расходы, всего: |
10 925,6 |
7679,1 |
19,6 |
13,8 |
|
общегосударственные вопросы, в том числе: |
777,8 |
468,8 |
1,4 |
0,8 |
|
обслуживание государственного и муниципального долга |
262,7 |
75,7 |
0,5 |
0,1 |
|
национальная оборона |
1516,0 |
3,5 |
2,7 |
- |
|
национал ьная безопасность и правоохранительная деятельность |
1259,8 |
282,1 |
2,3 |
0,5 |
|
национальная экономика, в том числе: |
1790,2 |
1316,4 |
3,2 |
2,4 |
|
топливно-энергетический комплекс |
41,0 |
21,5 |
- |
- |
|
сельское хозяйство и рыболовство |
141,4 |
231,3 |
0,3 |
0,4 |
|
транспорт |
291,0 |
212,2 |
0,5 |
0,4 |
|
дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
349,5 |
424,5 |
0,6 |
0,8 |
|
связь и информатика |
42,6 |
38,1 |
- |
- |
|
прикладные научные исследования в области национальной экономики |
178,7 |
1,9 |
0,3 |
– |
|
другие вопросы в области национальной экономики |
559,5 |
277,0 |
1,0 |
0,5 |
|
жилищно-коммунальное хозяйство |
279,8 |
968,6 |
0,5 |
1,7 |
|
социально-культурные мероприятия |
4370,6 |
4526,9 |
7,8 |
8,1 |
|
мсжбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальным образованиям |
651,3 |
15,3 |
1,2 |
|
|
Профицит, дефицит (-) |
442,0 |
-34,9 |
0,8 |
- |
|
Источник: Росстат.