Государственный бюджет и его структура

Государственный бюджет – это сводный финансовый план государства, включающий в себя его совокупные доходы, расходы и их соотношение за определенное время (обычно за год; в России в настоящее время составляется и трехлетний бюджет). В экономике страны государственный бюджет выполняет две основные функции:

фискальную: аккумулирование денежных средств в форме налоговых и неналоговых поступлений в целях их последующего использования для закупки государством товаров и услуг и выплаты трансфертов;

регулирующую: управление доходами и расходами бюджета для достижения целей макроэкономической политики.

Вопросы практики. Структура бюджетной системы в России

В Российской Федерации сложилась трехуровневая бюджетная система, включающая:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд. Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3. Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. В свою очередь, консолидированный бюджет РФ образуют федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Для целей макроэкономического анализа рассчитывается также бюджет расширенного правительства, который образуют консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Доходы государственного бюджета подразделяются на налоговые (Т) и неналоговые. Основным источником дохода государственного бюджета являются налоговые доходы. К неналоговым доходам относятся доходы от использования государственного имущества (в том числе от использования государственной и муниципальной собственности), от оказываемых государством платных услуг и др. При построении формализованных моделей, отражающих влияние государственного бюджета на макроэкономические параметры, от неналоговых доходов государственного бюджета обычно абстрагируются.

Рассмотрим подробнее налоговые доходы государственного бюджета. Они включают прямые и косвенные налоги. Прямой налог – налог, которым облагается доход (прибыль), получаемый домашними хозяйствами и фирмами, а также факторы производства, способствующие получению доходов (например, земля). К прямым налогам относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налоги на имущество и др. К косвенным налогам относятся такие налоги на продаваемые товары, которые входят непосредственно в цены товаров, по существу представляя собой надбавку к этим ценам, уплачиваемую при покупке соответствующего товара. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, экспортные и импортные пошлины.

Налоговая система РФ носит трехуровневый характер (табл. 6.2). Особенности доходов федерального бюджета РФ заключаются в высокой доле косвенных налогов (прежде всего НДС), а также доходов от внешнеэкономической деятельности (поступления от экспортных и импортных пошлин), составляющих более 1/3 доходной части бюджета. Отметим также, что в 2010 г. был отменен единый социальный налог, который заменили страховые взносы в Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Таблица 6.2

Виды налогов в России

Федеральные

Региональные

Муниципальные

Налог на добавленную стоимость

Налог на имущество организаций

Земельный налог

Акцизы

Налог на доходы физических лиц

Налог па игорный бизнес

Налог на имущество физического лица

Налог на прибыль организаций

Налог на добычу полезных ископаемых + плата за пользование недрами

Транспортный налог

Водный налог

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Госпошлина

Составлено по данным Федеральной налоговой службы РФ. URL: nalog.ru/

Расходы государственного бюджета осуществляются по следующим направлениям:

закупка товаров и услуг (G) для целей национальной обороны, охраны правопорядка, образования, культуры, здравоохранения;

государственные инвестиции (Ig) – государственные капиталовложения в инфраструктуру;

– выплата трансфертов (TR) домохозяйствам и фирмам (пенсии, пособия, стипендии домохозяйствам, субсидии фирмам), а также помощь другим участникам бюджетной системы (межбюджетные трансферты).

Структура доходов и расходов федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ представлена в табл. 6.3.

Разница между доходами и расходами государственного бюджета образует сальдо бюджета (BS). Положительное сальдо бюджета – профицит бюджета – означает, что государство аккумулирует средств больше, чем тратит, т.е. имеют место положительные государственные сбережения. И наоборот, отрицательное сальдо – дефицит бюджета (BD) – показывает, что государственные расходы превышают доходы. Формализованное уравнение бюджетного сальдо можно представить следующим образом:

(6.1)

где BS – сальдо бюджета; T – налоги; G – государственные закупки товаров и услуг; Ig – государственные инвестиции; TR – трансферты.

Если определить величину чистых налоговых поступлений (Тn) как разницу между налогами (Т) и трансфертами (ТК), а величину государственных инвестиций включить в показатель государственных закупок товаров и услуг (G), то уравнение сальдо бюджета можно представить следующим образом:

(6.2)

Поскольку бюджетный дефицит есть сальдо бюджета, взятое с обратным знаком, уравнение бюджетного дефицита выглядит следующим образом:

(6.3)

Таблица 6.3

Доходы и расходы федерального бюджета (ФБ) и консолидированных бюджетов субъектов РФ (БС) в 2011 г.

Показатели

Млрд руб.

% к ВВП 2011 г.

ФБ

БС

ФБ

БС

Доходы, всего:

11 367,7

7644,2

20,4

13,7

налог на прибыль организаций

342,6

1927,9

0,6

3,5

налог на доходы физических лиц

-

1995,8

-

3,6

налог на добавленную стоимость

3250,4

0,3

5,8

-

акцизы

278,4

372,1

0,5

0,7

налоги на совокупный доход

-

215,2

-

0,4

налоги на имущество

-

678,0

-

1,2

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2046,9

38,1

3,7

доходы от внешнеэкономической деятельности

4664,7

8,4

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

382,0

268,8

0,7

0,5

платежи при пользовании природными ресурсами

83,0

28,8

0,1

трансферты

29,0

1768,8

-

3,2

прочие неналоговые доходы

0,6

48,3

-

Расходы, всего:

10 925,6

7679,1

19,6

13,8

общегосударственные вопросы, в том числе:

777,8

468,8

1,4

0,8

обслуживание государственного и муниципального долга

262,7

75,7

0,5

0,1

национальная оборона

1516,0

3,5

2,7

-

национал ьная безопасность и правоохранительная деятельность

1259,8

282,1

2,3

0,5

национальная экономика, в том числе:

1790,2

1316,4

3,2

2,4

топливно-энергетический комплекс

41,0

21,5

-

-

сельское хозяйство и рыболовство

141,4

231,3

0,3

0,4

транспорт

291,0

212,2

0,5

0,4

дорожное хозяйство (дорожные фонды)

349,5

424,5

0,6

0,8

связь и информатика

42,6

38,1

-

-

прикладные научные исследования в области национальной экономики

178,7

1,9

0,3

другие вопросы в области национальной экономики

559,5

277,0

1,0

0,5

жилищно-коммунальное

хозяйство

279,8

968,6

0,5

1,7

социально-культурные

мероприятия

4370,6

4526,9

7,8

8,1

мсжбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальным образованиям

651,3

15,3

1,2

Профицит, дефицит (-)

442,0

-34,9

0,8

-

Источник: Росстат.