Лекция 6. Государственное воздействие на инновационную деятельность
Государство является непременным участником инновационного процесса, выполняя одну из важнейших, ответственейших функций, требующих высочайшего профессионализма, стратегического мышления и усилий со стороны руководителей государства, его органов и государственных служащих. Необходимость активного участия государства в инновационном процессе, в выработке и реализации стратегии инновационного прорыва диктуется несколькими факторами.
1. Государство по уровню и горизонту своего видения и своей ответственности далеко превосходит в этом отдельного предпринимателя или группы предпринимателей.
2. Государство формирует инновационный климат, общие правовые рамки и нормы осуществления инновационной деятельности предпринимателя с учетом специфических условий ее осуществления, высокого риска.
3. Государство обязано взять на себя выбор стратегии и осуществление инноваций (как базисных, так и улучшающих) в нерыночном секторе экономики. Речь идет об инновационном обновлении фундаментальной науки, государственного управления, обороны, правопорядка, экологического мониторинга, крупных экологических проектах и т.д. Ни население, ни предприниматели не могут в полном объеме взять на себя обновление этого сектора.
4. Государство не может оказаться в стороне от освоения и распространения базисных инноваций в рыночном секторе экономики. Базисные инновации обычно носят межотраслевой длительный и высокорисковый характер, на что неохотно идут предприниматели. Эти инновации требуют крупных долгосрочных инвестиций с немалым сроком окупаемости, на что обычно предприниматели не способны. Поэтому государство призвано брать на себя стартовые вложения в освоение новых поколений техники (технологий).
5. Государство должно оказывать содействие развитию инновационной инфраструктуры и малого инновационного бизнеса.
6. Непосредственный предмет заботы государства - подготовка кадрового потенциала для инновационного прорыва. Основой кадрового обеспечения инновационного прорыва является реальная интеграция вузов, академических и отраслевых институтов и инновационно активных предприятий.
7. Важным полем инновационной деятельности государства является регламентация и защита интеллектуальной собственности, ее использование, как в стране, так и за рубежом.
Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной сетиРоссийской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
К основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести: разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот, создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции.
Государство осуществляет регулирование инновационной деятельности как непосредственно, инициируя инновации и выступая участником связанных с этим отношений, так и опосредованно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:
o финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной деятельностью;
o финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий, а также деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
o финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;
o инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
o размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;
o предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;
o поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности и субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
o тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности высокотехнологичной продукции российских производителей по отношению к аналогичной продукции иностранных производителей, производство которой поддерживается соответствующими государствами;
o предоставление льгот субъектам инновационной деятельности и субъектам инфраструктуры инновационной деятельности по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, государственные бюджетные и внебюджетные фонды РФ и субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
o предоставление права использования принадлежащего государству имущества, в том числе объектов интеллектуальной собственности.
Реализация основных целей и задач государственной инновационной политики осуществляется путем прямого и косвенного регулирования деятельности субъектов инновационной деятельности.
При лом государство гарантирует поддержку, в первую очередь, приоритетных инновационных программ и проектов, создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, охрану интеллектуальной собственности, защиту от недобросовестной конкуренции и монополизма, свободу доступа к информации о приоритетах государственной инновационной политики, привлечение на конкурсной основе к выполнению инновационных программ и проектов общественных организаций, развитие малого предпринимательства в научно-исследовательской и инновационной сферах.
Прямое регулирование включает в себя бюджетное финансирование научно-исследовательской деятельности, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).
Косвенное регулирование осуществляется через налоговую, кредитную, амортизационную, патентно-таможенную политику и другие рыночные регуляторы.
Среди мер косвенного регулирования, прежде всего, выделяются налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычетами из налоговых платежей. Первый способ осуществляется через отнесение различного рода инновационных затрат на издержки производства, себестоимость продукции.
Второй путь находит отражение в различных льготах по уплате налога на прибыль. В России в настоящее время основная инновационная льгота по налогу на прибыль состоит в уменьшении облагаемой прибыли на сумму средств, направленных на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение и обновление производства. Налогооблагаемая прибыль уменьшается также на сумму средств, направленных на проведение собственных НИОКР, но не более 10% облагаемой прибыли в общей сложности. Налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму дивидендов, выплачиваемых предприятиями физическим лицам в случае их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение производства, включая затраты на НИОКР.
Распространение нововведений стимулируется также налоговыми льготами по операциям, связанным с оборотом научно-технической продукции. В Российской Федерации от налога на добавленную стоимость освобождаются:
- НИОКР, выполненные за счет бюджета, а также средств образуемых для этих целей внебюджетных фондов;
- НИОКР, выполняемые учреждениями образования на основе хоздоговоров, патентно-лицензионные операции, связанные с объектами промышленной собственности (кроме посреднических);
- ввозимые на территорию РФ оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей, товары и технологическое оборудование, ввозимые в Российскую Федерацию в соответствии с договорами с иностранными организациями и фирмами для проведения совместных научных работ;
- обороты по реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская, полиграфическая деятельность по производству соответствующей продукции, услуги по ее транспортировке и перегрузке.
Льготы по налогу на имущество, как правило, связаны с поддержкой не собственно инноваций, а хозяйствующих субъектов, участвующих в научно-производственном цикле на той или иной стадии. В Российской Федерации не облагается налогом имущество научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций РАН, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, составляющее их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу, а также научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств по перечню, ежегодно утверждаемому Правительством РФ.
Аналогичную направленность имеют льготы по уплате земельного налога. К настоящему времени от платы за землю, используемую для научных или опытно-экспериментальных целей, в Российской Федерации освобождены практически все научно-исследовательские, проектно-конструкторские и проектно-технологические организации, независимо от организационно-правовой формы и форм собственности.
Государственная инновационная политика РФ разрабатывается и осуществляется на основе:
- инновационных прогнозов - предвидения основных направлений производственного освоения научно-технических достижений на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;
- инновационной стратегии - определения приоритетных направлений создания и распространения базисных и улучшающих инноваций на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
- инновационных программ, формируемых и реализуемых уполномоченными органами государственной власти страны и регионов;
- инновационных проектов, прошедших экспертизу и конкурсный отбор на оказание государственной поддержки.
Важнейшие принципы государственной инновационной политики:
o опора на отечественный научный потенциал;
o свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики;
o стимулирование развития фундаментальных научных исследований:
o сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;
o создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;
o создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны;
o интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;
o зашита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства;
o обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею;
o развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства;
o формирование экономических условий для широкого использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических достижений;
o повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов;
o пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России.
Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность. Законодательство является основным регулятором инновационной деятельности.