Государственно-частное партнерство как механизм поддержки инновационной деятельности
Государственно-частное партнерство является важнейшим и наиболее универсальным механизмом государственной политики, способствующий консолидации финансового, организационного и управленческого потенциала частного и государственного секторов экономики на приоритетных для страны направлениях.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач па взаимовыгодных условиях.
Данная форма взаимодействия государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. Государственно-частное партнерство представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
В числе базовых признаков государственно-частных партнерств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:
• сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
• взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
• взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
• ГЧП имеет четко выраженную публичную, общественную направленность;
• в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
• финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определенных пропорциях.
Как правило, государственно-частное партнерство предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а напротив, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.
В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:
• любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
• государственные контракты;
• арендные отношения;
• финансовую аренду (лизинг);
• государственно-частные предприятия;
• соглашения о разделе продукции (СРП);
• концессионные соглашения.
Наиболее современными и перспективными инструментами государственно-частного партнерства в России на текущий момент являются:
• инвестиционный фонд;
• Банк развития;
• государственные корпорации;
• особые экономические зоны;
• Российская венчурная компания;
• концессии.
Необходимо отметить, что использование механизма частно-государственного партнерства является основополагающим инструментом для достижения целей, заявленных Президентом и Правительством.
Инвестиционные проекты, реализуемые на основе частногосударственного партнерства, позволяют более эффективно решать проблему устранения инфраструктурных ограничений экономического роста, создать оптимальные условия для инвестирования в долгосрочные проекты, увеличить прирост внутренних и внешних инвестиций в российскую экономику.
В рамках реализации задачи формирования в России инновационной экономики, использование механизмов государственно-частного партнерства призвано существенно повысить эффективность реализации масштабных высокорисковых инновационных проектов.
Очевидно, что в одиночку компании подчас не в состоянии реализовать инновационные проекты в масштабах страны. Так, если точечные, локализованные в рамках небольших компаний улучшающие инновации могут задумываться и исполняться по инициативе и за счет средств частных компаний, то масштабные базисные, и тем более эпохальные инновации, глубоко трансформирующие национальную экономику, предполагают взаимодействие, партнерство четырех основных сил: государства, науки, предпринимателей и общества. Каждая из этих сил имеет свои интересы, выполняет специфические функции в этом партнерстве и должна иметь свою долю в использовании плодов инноваций, в инновационной сверхприбыли.