Государственная и корпоративная политика занятости
Одним из принципиально новых направлений в совершенствовании социально-трудовых отношений становится согласование государственной и корпоративной (внутриорганизационной) политики занятости, что также возможно на основе расширительной трактовки рынка труда. В плоскости практической деятельности эта проблема будет относиться к взаимодействию подразделений Государственной службы занятости на местах со службами управления персоналом различных организаций по вопросам, представляющим взаимный интерес.
С точки зрения направленности управленческих воздействий целесообразно выделение различных подсистем рынка труда в соответствии со сложившейся в государстве иерархией управления. Компетенция органов государственной власти распределена между федеральным центром и субъектами федерации (регионами). Поэтому вполне обосновано разделение полномочий по управлению ситуацией на рынке труда между Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом) и подчиненными ему подразделениями на местах, что в настоящее время и осуществлено. Основой же для разделения полномочий должно служить выделение в составе единого национального рынка труда региональных и локальных рынков труда. Фактически такое выделение общепризнано, не вызывает сомнений в своей необходимости и широко используется в научном анализе и при выработке конкретных мер по управлению ситуацией на рынках труда; когда возникает необходимость в более конкретной детализации исследования, тогда в рамках национального и региональных рынков труда могут быть выделены локальные рынки труда, охватывающие более мелкие административно-территориальные образования – города, районы, поселки. Однако чтобы управляющее воздействие государства могло охватить рынок труда в целом, необходимо выделение в его структуре первичной ячейки – внутреннего рынка труда, или рынка труда организации.
Эффективность политики занятости определяющим образом зависит от того, насколько согласованны экономические интересы субъектов рынка труда в рамках всех подсистем этого рынка. При этом особое значение приобретают проблемы взаимодействия внутренних рынков труда организаций с различными подсистемами национального (регионального, локального) рынков труда.
Экономический интерес предпринимателя и работодателя на рынке труда качественно отличается как от экономического интереса наемного работника, так и от государственного интереса, носителем которого выступают органы власти. От того, удастся ли согласовать названные интересы, зависит уровень занятости, безработицы, степень социальной напряженности в стране. Одним из инструментов достижения сбалансированности интересов участников рынка труда может и должно стать реальное социальное партнерство, трактуемое в широком смысле слова как механизм, обеспечивающий гармонизацию общественных отношений (рис. 7.12).
Рис. 7.12. Механизм согласования экономических интересов субъектов рынка труда
Наиболее уязвимое место в системе общественных отношений – сферы распределения и занятости, взаимосвязь и взаимное влияние распределительных отношений и отношений в сфере труда. Поэтому вполне обоснован расширенный подход к определению социального партнерства, который должен охватывать социально-трудовую сферу в целом, не ограничиваясь лишь договорным регулированием трудовых отношений. Такой подход требует соответствующей корректировки мер и методов воздействия на социально-трудовую сферу со стороны всех заинтересованных сторон: государства, предпринимателей и работодателей, наемных работников, граждан, нуждающихся в социальной поддержке, общественных организаций. Следует особо подчеркнуть: ориентация исключительно на государственное управление социальным развитием общества не принесет ожидаемых результатов, так как пассивность остальных участников социальных отношений не побуждает государство отдавать приоритет их интересам. Расчет на государство как единственного гаранта соблюдения интересов социально незащищенных групп населения обычно неоправдан в условиях приоритетности государственных интересов над иными интересами в обществе. Однако людям, независимо от того, к какому социально-имущественному слою они принадлежат, необходимо научиться отстаивать свои интересы, в том числе и перед лицом государственной власти. До тех пор пока граждане не осознают собственных социально-экономических интересов, необходимости и возможности их учета государственной властью при разработке и реализации комплексной экономической политики, социальное партнерство успешно может быть использовано государством в собственных интересах. Только сам носитель конкретного интереса может осознать и наиболее эффективно отстоять его. Человек, занимающий должность в органах власти, выступает от лица государства и реализует государственные интересы. Это естественное положение вещей, однако аналогичным образом через различные общественные организации должны заявлять о своих интересах и стремиться к их реализации представители всех социальных слоев общества. Только в таком случае реально выработать согласованную социально-экономическую политику, учитывающую интересы общества и его граждан.
Разработка организационно-экономического механизма управления взаимодействием рынков труда различных уровней должна основываться на однозначном понимании сущности протекающих в сфере труда процессов. Когда речь идет о спросе и предложении рабочей силы на рынке, она выступает как фактор производства, отождествляемый с наемным трудом. При этом особое значение приобретает рыночная функция заработной платы. Роль заработной платы на рынке труда обусловлена тем, что она – один из главных инструментов в конкурентной борьбе между работодателями по поводу привлечения на предприятие наиболее эффективных работников. В свою очередь, заработная плата сама по себе предмет переговоров между работодателями и наемными работниками при установлении условий найма. В ситуации, когда наемные работники конкурируют друг с другом по поводу вакансий, заработная плата определяет степень привлекательности того или иного рабочего места. Безусловно, заработную плату следует понимать в широком смысле слова как полное вознаграждение, включающее в себя тарифную заработную плату, приработок, премии, социальные выплаты и льготы, которые предприятие предоставляет своим работникам.
Особое значение на рынке труда приобретает законодательно устанавливаемая минимальная заработная плата. Среди экономистов нет единого мнения о необходимости государственного регулирования заработной платы. Это связано с неоднозначным влиянием данного показателя на занятость и уровень доходов населения. Законодательное установление минимальной заработной платы на уровне равновесной цены труда снижает спрос на труд, поскольку предприниматели вынуждены нанимать меньше работников. Повышение издержек на заработную плату может повлиять на уровень деловой активности ряда фирм. В результате низкооплачиваемые работники (помочь которым и должно было бы законодательное установление минимальной заработной платы) окажутся без работы. На монопсоническом рынке труда законодательно установленный минимум заработной платы может привести к росту ставок заработной платы, не вызывая безработицы. Более того, при повышении минимума заработной платы может произойти даже рост числа рабочих мест, так как у нанимателя-монопсониста исчезает стимул к ограничению занятости. Установление эффективного минимума заработной платы может повлечь за собой повышение производительности труда, что перекроет возможный эффект безработицы. Общеизвестен факт о неэффективности труда низкооплачиваемых работников; поэтому минимальная заработная плата, установленная на достойном уровне, будет побуждать работодателей использовать труд персонала более эффективно. Кроме того, минимальная заработная плата формирует базу дифференциации оплаты труда
как в рамках отдельной фирмы, так и на уровне отрасли, региона, народного хозяйства в целом.
Взаимодействие рынков труда различных уровней и достижение их сбалансированного, согласованного развития может быть реализовано по двум направлениям, предусматривающим согласование в рамках государственной политики занятости:
• одноименных элементов рынков труда различных уровней;
• различных элементов рынка труда каждого конкретного уровня.
Результирующим итогом такого подхода должно стать комплексное развитие рынков труда различных уровней. Согласование одноименных элементов рынков труда различных уровней предполагает наличие взаимосвязанных управленческих решений, исходящих от государственных органов управления трудом и занятостью, местных органов власти, кадровых служб организаций. Первоочередное значение приобретает вопрос о взаимосвязях элементов социально-экономической политики государства и государственного регулирования рынка труда, реализуемого в рамках политики занятости (рис. 7.13).
Рис. 7.13. Взаимосвязи элементов социально-экономической политики государства и государственной политики занятости