Государственная экологическая статистическая отчетность

Статистическая отчетность – особая форма организации сбора данных, присущая только государственной отчетности. Она проводится в соответствии с государственной программой статистических работ.

Государственная политика в области статистики направлена на создание единой системы учета и статистики на всей территории РФ и согласование ее с международными стандартами и методологией. Организация статистики осуществляется согласно Конституции РФ и определяется исключительно законами.

Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых утверждены Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) или по согласованию с ним органами государственной статистики субъектов Федерации.

Данные статистической отчетности поступают от предприятий и организаций (респондентов) в органы государственной статистики – либо в городские управления, либо прямо в районные, областные управления статистики. После проверки поступивших данных они разрабатываются – составляются сводные таблицы по формам, установленным Росстатом. Данные обобщаются по отраслям, организационно-правовым формам, формам собственности, территориям и т.д. Сводные таблицы из местных статистических органов отправляются в Росстат, где составляются сводные таблицы по стране в целом, рассчитываются сводные показатели с учетом тех же группировок данных (по отраслям, территориям, формам собственности и т.д.). Местные органы государственной статистики, как правило, проводят дополнительные разработки данных отчетности по заказам местной администрации и научных организаций.

Респонденты обязаны бесплатно, в полном объеме, по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, в определенные сроки подавать органам государственной статистики достоверную статистическую информацию, в том числе с ограниченным доступом, и данные бухгалтерского учета.

Состав, объемы и методология расчетов показателей, адрес и сроки подачи статистической информации, определенные в отчетно-статистической документации, являются обязательными и не могут быть изменены без соответствующего разрешения органов государственной статистики.

Органы государственной статистики имеют право получать бесплатно, в порядке и в сроки, установленные специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области статистики, от всех респондентов, включая центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, банки, граждан – субъектов предпринимательской деятельности и физических лиц, которые подлежат статистическим наблюдениям, и использовать первичные и статистические данные, данные бухгалтерского учета, другую необходимую для проведения статистических наблюдений информацию, в том числе информацию с ограниченным доступом, а также пояснения, к ним прилагающиеся.

Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название.

Отчетно-статистическая документация включает в себя программы статистических наблюдений, формы отчетности и инструкции по их заполнению, анкеты, переписные (опросные) листы, другие статистические формуляры, необходимые для проведения статистических наблюдений, государственные классификаторы технико-экономической и социальной информации и др. Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается органами государственной статистики России и периодически совершенствуется и изменяется. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Министерством финансов РФ.

Отчетно-статистическая документация может выдаваться на бумажных, магнитных и других носителях или передаваться с помощью средств коммуникаций.

Отчетность различается по периодичности: срочная (содержит данные за месяц и менее), квартальная, полугодовая, годовая. Наиболее подробной является программа годовой отчетности.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных – документы. Прежде всего это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций. Росстат проводит политику унификации отчетности предприятий разных отраслей экономики, хотя наряду с этим существует много специализированных по отраслям экономики форм отчетности.

Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные сроки по утвержденной форме. При невыполнении данных требований ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка подачи и использования данных государственных статистических наблюдений:

• неподача органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или подача их недостоверными, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, или с опозданием; необеспечение соответствующего состояния первичного учета; нарушение порядка ведения Единого государственного реестра предприятий и организаций РФ влечет за собой наложение штрафа на граждан – от трех до пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, на должностных лиц и граждан – субъектов предпринимательской деятельности – от десяти до пятнадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан;

• действия, предусмотренные частью первой этой статьи, осуществленные повторно на протяжении года после наложения административного взыскания, влекут за собой наложение штрафа на граждан – от пяти до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, на должностных лиц и граждан – субъектов предпринимательской деятельности – от 15 до 25 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан;

• нарушение порядка использования конфиденциальной информации, скрытие или перекручивание данных государственных статистических наблюдений, а также использование их в средствах массовой информации, для распространения в информационных сетях, на бумажных, магнитных и других носителях, в научных трудах и т.п. без ссылок на их источник влечет за собой наложение штрафа на граждан – от пяти до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, на должностных лиц и граждан – субъектов предпринимательской деятельности – от десяти до двадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подотчетных единиц. С этой целью все предприятия, организации, объединения независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков и кодирования на основании национальных статистических классификаций России (например, ОКВЭД) для включения в Единый государственный реестр предприятий и организаций РФ (ЕГРПО) и отражения в государственной статистической отчетности.

Единый государственный реестр предприятий и организаций РФ – автоматизированная система сбора, накопления и обработки данных обо всех юридических лицах, их филиалах, представительствах и других обособленных структурных подразделениях, находящихся на территории России, а также о юридических лицах, их филиалах, представительствах и других обособленных структурных подразделениях, находящихся за пределами Российской Федерации и созданные с участием юридических лиц Российской Федерации.

Создание и введение ЕГРПО, разработка организационных и методологических принципов его функционирования обеспечиваются органами государственной статистики.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие юридические лица, которые создают и ведут реестры и информационные базы данных о юридических лицах, бесплатно предоставляют органам государственной статистики информацию, необходимую для формирования и актуализации ЕГРПО.

При реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, объединения представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПО.

Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение разных форм собственности но отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций.

Большое значение имеет стабильность отчетности и содержания ее форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит выявления тенденций, анализа колебаний, разработки прогнозов.

Основные виды государственной экологической статистической отчетности:

• форма № 1 (канализация) – отчет о работе канализации. Включает данные о наличии канализационных сооружений и их работе за год;

• форма № 1 (водопровод) – отчет о работе водопровода. Включает данные о наличии водопроводных сооружений и их работе за год;

• форма № 2-тп (воздух) – отчет об охране атмосферного воздуха. Представляется ежегодно и включает данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, их очистке и утилизации; данные о выбросе в атмосферу специфических загрязняющих веществ; источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; выполнение мероприятий по уменьшению выбросов;

• форма № 2-тп (водхоз) – отчет об использовании воды. Представляется ежегодно и включает данные о забранной из природных источников, полученной от других предприятий (организаций), использованной и переданной воды; данные о водоотведении, системах оборотного и повторного водоснабжения; установленные лимиты забора воды;

• форма №2-тп (токсичные отходы) – отчет об образовании и удалении токсичных отходов. Представляется ежегодно и включает данные об отходах (наличие, образование, поступление от других предприятий, использование и обезвреживание, организованное и неорганизованное складирование и захоронение) отходов I, II, III и IV классов опасности;

• форма № 4 (ОС) – отчет о текущих затратах на охрану природы и экологических платежах.

Инвентаризация источников воздействия на окружающую среду заключается в документированном описании (в том числе на основе дополнительных измерений) общего количества, расположения, основных характеристик источников воздействия, включая их соответствие установленным нормативам и лимитам. В Российской Федерации обязательной является периодическая (один раз в пять лет) инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.

Паспорт безопасности (ГОСТ Р 12.1.052–97) является обязательной составной частью технической документации на вещество (материал), отходы промышленного производства. Паспорт безопасности содержит изложенную в доступной и краткой форме достоверную информацию, достаточную для принятия потребителем необходимых мер по обеспечению защиты здоровья людей и их безопасности на рабочем месте, охране окружающей среды на всех стадиях жизненного цикла вещества, включая его утилизацию в виде отходов.

Организация (лицо), ответственное за предоставление вещества (материала) на рынке (изготовитель, поставщик, импортер или продавец), обязана бесплатно обеспечить потребителя паспортом безопасности. По требованию потребителя паспорт безопасности должен быть представлен ему и в том случае, когда данные об опасных свойствах или видах опасного воздействия вещества (материала) общеизвестны.

Паспорт безопасности включает следующую информацию:

• наименование и состав вещества; сведения о производителе или поставщике;

• виды опасного воздействия и условия их возникновения;

• меры первой помощи;

• меры и средства обеспечения пожарной безопасности;

• меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций;

• правила обращения и хранения;

• правила и меры по обеспечению безопасности пользователя;

• физические и химические свойства;

• стабильность и химическая активность;

• токсичность;

• воздействие на окружающую среду;

• утилизация и захоронение отходов;

• правила транспортирования;

• информация о международном и национальном законодательстве.

Перед изданием или переизданием после внесения дополнительной информации паспорт безопасности подлежит обязательной регистрации в порядке, устанавливаемом Госстандартом.