Функциональная и институциональная открытость
Существуют три основные формы экономического взаимодействия национальной экономики с экономическими системами других стран: международная торговля, международное кредитование и международное инвестирование. Функциональная и институциональная открытость, как правило, рассматривается в контексте этих трех форм.
■ Функциональная открытость – это открытость функций, которые выполняют международная торговля, международное кредитование и международное инвестирование.
Рассмотрим численные показатели или количественные индикаторы функциональной открытости.
Сфера международных торговых отношений. Здесь индикаторами являются удельный вес экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте. Их комбинация дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком товаров и услуг.
Коэффициент импортной зависимости К1 = М/ВВП, где М – объем импорта, характеризует зависимость страны от импорта. Его еще называют импортной квотой.
Коэффициент экспортной открытости К2 = Х/ВВП, где Х– объем экспорта, характеризует ту часть ВВП, которая экспортируется, и зависимость страны от экспорта. Его также называют экспортной квотой.
Мировая экспортная квота постоянно растет. Этот показатель составляет для развитых стран в среднем 27%, для развивающихся – 12% и для стран с переходной экономикой – 6%.
В статистике также используют понятие внешнеторговой квоты:
К3 = (X + М) /ВВП.
Она показывает, какую долю занимают экспорт и импорт, т.е. внешнеторговый оборот страны, в ее ВВП.
Сфера международных кредитных отношений. Функциональная открытость в данной форме международных отношений определяется такими показателями, как:
– коэффициент К4 = ВД/ВВП, характеризующий отношение накопленного внешнего долга (ВД) страны к ВВП;
– коэффициент К5 = ДС/ВВП, характеризующий отношение суммарного долга (ДС) стране другими странами (включая безнадежный долг) к ВВП данной страны.
Сфера международных инвестиционных отношений. Здесь также существует два показателя (на входе в страну и на выходе из нее):
– коэффициент К6 = Иин/ВВП характеризует отношение суммарного притока иностранных инвестиций (инвестиций, вкладываемых зарубежными инвесторами, другими государствами и иностранными банками, компаниями, предпринимателями) в страну (Иин) к ВВП этой страны;
– инвестиционный коэффициент К7 = И/ВВП характеризует долю ресурсов страны, идущую на капиталовложения, или отношение суммарных инвестиционных вложений данной страны в другие страны (И) к ВВП этой страны.
Следует отметить, что не всегда представленные коэффициенты и показатели правильно отражают состояние открытости экономики. Так, например, иногда у отдельных развивающихся стран – экспортеров сырья экспортная квота значительно выше средней. В этих случаях экспортная квота свидетельствует скорее не о степени открытости конкретной страны и вовлеченности ее в мировое хозяйство, а просто о сырьевой направленности экспорта.
■ Институциональная открытость – совокупность различных институтов, одни из которых способствуют повышению степени открытости национальной экономики, а другие препятствуют, а также всевозможных правил, условий, норм и методов регулирования движения товаров, кредитов и инвестиционных потоков.
Сфера международных торговых отношений. Такими методами регулирования в сфере международной торговли являются тарифные и нетарифные методы.
Тарифные методы предполагают использование различных таможенных тарифов.
Таможенные тарифы по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам внешней торговли.
■ Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте и экспорте из данной страны.
Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота.
В экономическом отношении таможенные пошлины выполняют следующие функции:
– фискальные. Призваны увеличить доходы государственного бюджета;
– протекционистские. Используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;
– лоббистские – льготные пошлины. Вводятся для определенных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;
– уравнительные. Вводятся с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;
– компенсационные. Используются в случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером;
– антидемпинговые. Применяются для противодействия импорту из тех стран, правительство которых предоставляло своим предпринимателям экспортные премии.
В силу этого таможенные тарифы остаются одним из важных инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет осуществлять с его помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.
К нетарифным (административным) методам относят большинство современных мер регулирования внешней торговли, воздействие которых в плане оказания влияния на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов.
По наиболее распространенной классификации, принятой ООН, нетарифные меры делятся на три категории:
– внешнеторговые меры, применение которых направлено на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных собственных отраслей производства. К ним относятся лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, компенсационные сборы, добровольные ограничения экспорта и т.д.;
– меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю. В их число входят таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке, маркировке и т.п.;
– меры, применение которых не направлено непосредственно на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к этому результату.
К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относятся квоты и лицензии.
■ Квотирование – это временные, вводимые государственными органами ограничения производства, экспорта и импорта товаров.
Основаниями для таких ограничений могут быть обязательства стран по международным соглашениям, а также необходимость соблюдения национальных интересов (безопасности окружающей среды, культурного достояния и т.д.).
В рамках установленных квот экспорт и импорт товаров осуществляется по лицензиям. Согласно лицензионной системе государство выдает лицензию (разрешение) на внешнеторговые операции с товарами, включенными в списки лицензируемых по экспорту и импорту.
Квотирование и лицензирование применяются также в случаях, когда имеет место недобросовестная конкуренция или наносится ущерб интересам государства, например несоблюдение международных договоров. Их использование опирается на ряд согласованных на международном уровне норм. К ним, в частности, относятся некоторые положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, а также Соглашение по процедуре лицензирования импорта, заключенное в рамках Генерального соглашения.
Тарифные и нетарифные методы применяются только на входе в страну. На выходе пошлин не существует, за исключением ряда стран, таких, как Нигерия, Россия и Венесуэла. Как правило, на выходе пошлины существуют лишь на ценные ресурсы, в основном на нефть.
Сфера международных кредитных отношений. Что касается сферы международного кредитования, то правила и условия движения капиталов устанавливаются каждой страной и являются частью ее кредитной политики – реализации контроля за проведением и использованием кредитов.
Здесь, в частности, могут устанавливаться лимиты кредитования, льготные или, наоборот, ужесточенные режимы кредитования, определенные правила регулирования задолженности, контроль над возвратностью кредита, срочностью, платностью, обеспеченностью, поощрение или ограничение кредитов особого целевого назначения и т.д.
Сфера международных инвестиционных отношений. В сфере международного инвестирования каждая страна проводит свою инвестиционную политику – систему мер, по оптимизации структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики.
Инвестиционная политика включает также различные меры, стимулирующие приток инвестиций (налоговые льготы, прямые дотации и т.д.) в сферы и отрасли экономики, которые развиваются и требуют поддержки.
Правила и условия движения капиталов устанавливаются и контролируются также в рамках Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), которые сами предоставляют кредиты (особенно развивающимся странам), поощряют инвестиционную деятельность и следят за соблюдением общих правил движения кредитных и инвестиционных ресурсов из страны в страну.