Лекция 11. Формы бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет ведется в многочисленных регистрах. Для регистрации информации используются в разных сочетаниях книги, карточки, журналы и т.д., записи в которых производятся в различной последовательности.
Под формой бухгалтерского учета понимается совокупность учетных регистров, предопределяющих связь синтетического и аналитического учета, методику и технику регистрации операций, технологию и организацию учетного процесса.
Рассмотрим основные формы бухгалтерского учета.
Журнал главная — одна из книжно-карточных форм учета, применяемая на предприятиях с небольшим объемом производства, в отдельных учреждениях и в некоторых финансовых органах. Ее характерная особенность — формы для хронологической и систематической записи объединены в одном регистре, который называется Журнал главная. Операции в журнал записываются непосредственно из первичных или сводных документов. При регистрации каждой проводке присваивается номер и отводится одна строка. В начале месяца в журнал переносятся сальдо по синтетическим счетам. Затем записываются операции, выводятся обороты и подсчитывается остаток. Таким образом, счета закрываются после записи сальдо на 1-е число следующего месяца.
Аналитический учет ведется в книгах или карточках. Поданным аналитического учета составляется оборотная ведомость, которая сверяется с данными синтетического учета.
Простая форма — форма бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества. В качестве учетных регистров применяется восемь унифицированных ведомостей:
• В1 — ведомость учета основных средств и начисления амортизационных отчислений;
• В2 — ведомость учета производственных запасов, товаров, готовой продукции и НДС, уплаченного по ценности;
• ВЗ — ведомость учета затрат на производство;
• В4 — ведомость учета денежных средств и фондов;
• В5 — ведомость учета расчетов и прочих операций;
• В6 — ведомость учета реализации;
• В7 — ведомость учета расчетов с поставщиками;
• В8 — ведомость учета оплаты труда.
Учет операций завершается по истечении месяца подсчетом итогов по оборотам. Результаты заносятся в шахматную ведомость — В9.
Мемориально-ордерная форма — данная форма учета получила свое название от мемориального ордера, которым завершается обработка первичных документов. При этой форме учета на каждую хозяйственную операцию (или группу операций, объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер. Характерная особенность дайной формы — поступающие в бухгалтерию документы накапливаются и регистрируются в накопительных ведомостях. На каждую группу этих документов составляется мемориальный ордер. К нему прикрепляются все относящиеся к данной проводке документы, как первичные, так и сводные. В ордере указывается номер, краткое ОГЛАВЛЕНИЕ операции, дебет, кредит, сумма. Синтетический учет ведется в двух регистрах:
• регистрационном журнале;
• Главной книге.
Журнал применяется для регистрации проводок в хронологическом порядке. Затем мемориальные ордера записываются в главную книгу, которая имеет двустороннюю форму. Аналитический учет ведется преимущественно в карточках, записи в регистры аналитического учета производят непосредственно с первичных или сводных документов, прилагающихся к ордеру.
Журнально-ордерная форма получила свое название по основному регистру — журналу-ордеру. При использовании данной формы учета применяется два основных регистра:
• журналы-ордера;
• ведомости.
Кроме того, в целях обеспечения рациональной техники обобщения и группировки применяются специальные разработочные таблицы.
Журналы-ордера — свободные листы, построенные по шахматному принципу. Записи производятся на основании поступления документов. Журналы-ордера строятся по кредитовому признаку. Журналы могут использоваться для одного счета (например, журнал-ордер № I — касса, журнал-ордер № 2 — расчетный счет) или для нескольких счетов (например, журнал-ордер № 10 — затраты на производство).
Наряду с журналами-ордерами открываются ведомости. Они используются, когда требуемые аналитические показатели сложно отразить непосредственно в журналах-ордерах.
Кассовые операции, операции по расчетным и валютным счетам регистрируются как по дебету, так и по кредиту.
Итоговые данные журналов ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу.
Главная книга открывается на год. На каждый счет отводится один или два листа. На основании главной книги и других регистров заполняются формы отчетности.
Автоматизированная форма учета.
С применением компьютерной техники для обработки данных возникла автоматизированная (электронная) форма бухгалтерского учета. Разработаны как специальные программы по бухгалтерскому учету, так и программы финансовых вычислений.
позволяющие создавать определенные формы и производить расчеты. Использование электронной формы позволяет без вывода на печать:
• регистрировать и хранить данные;
• выполнять арифметические операции с данными;
• формировать показатели для бухгалтерской отчетности.
Автоматизированная форма бухгалтерского учета отличается от традиционных форм скоростью выполнения арифметических операций и надежностью хранения данных.
Выбор формы ведения бухгалтерского учета отражается в приказе об учетной политике.
Лекция 12. Учетная политика
Учетная политика определяется как совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения результатов ведения хозяйственной деятельности. Порядок формирования учетной политики с 1 января 2009 г. регламентируется ПБУ 1/2008.
К способам ведения бухгалтерской отчетности относятся:
• методы группировки и оценки хозяйственной деятельности;
• варианты погашения стоимости активов;
• прием и организация документооборота;
• инвентаризация;
• способы применения счетов и учетных регистров:
• способы обработки информации.
На выбор и обоснование учетной политики влияют:
• форма собственности и организационно-правовая форма (ОАО, ООО, ЗАО и др.);
• виды деятельности иди отраслевая подчиненность (строительство, промышленность и т.д.);
• объемы производства, среднесписочная численность и т.п.;
• стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи развития организации на долгосрочную перспективу, ожидаемые направления инвестиций и т.п.);
• наличие технических средств обработки экономической информации;
• уровень квалификации бухгалтерских кадров и другие факторы. Особое место в учетной политике занимают методические и организационные аспекты. Методические аспекты подразумевают:
• варианты начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
• порядок отражения па счетах операций по приобретению материалов;
• метод оценки производственных запасов;
• варианты учета затрат на производство;
• порядок списания общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Организационные аспекты включают:
• выбор формы бухгалтерского учета;
• систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;
• порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
• рабочий план счетов;
• технологию обработки учетной информации;
• систему взаимоотношений с другими отделами, службами и подразделениями организации.
При разработке учетной политики необходимо учитывать, что она утверждается приказом руководителя, приобретая юридическую силу. Поэтому в нес необходимо включать тс методические и организационные аспекты, которые подкрепляются нормативными актами.