Формирование социального капитала
Это важный ресурс роста эффективности экономической деятельности и увеличения общественного благосостояния. Надежные и взаимовыгодные партнерские связи, основанные на честных и прозрачных взаимоотношениях, исполнении принятых обязательств и личной ответственности, делают экономическое сотрудничество более эффективным и рентабельным. Моральные качества социальных субъектов (чувство долга, честь, достоинство, ответственность) — важнейшее условие успешного функционирования в рамках целостного хозяйственного процесса.
Ориентация на сотрудничество и поиск наиболее эффективных партнерских связей укрепляют конкурентные преимущества компании, поэтому партнерство и сотрудничество — важные моральные ценности, которые в бизнесе выступают формой особой экономических отношений, основанных на предсказуемых коллективных действиях двух сторон, когда их усилия направлены на достижение общей цели. Партнеры объединены общим интересом, который заключается в получении выгоды для обеих сторон. Партнеры стремятся к достижению конкретных целей, хорошо понятных всем участникам таких отношений. Коммерческое сотрудничество — это совокупность способов и методов организации взаимоотношения сторон, направленных на достижение общих взаимовыгодных целей.
Первичный радиус доверия формируется в семье и связан с родственными, семейными отношениями. Развитие экономики и на базе семейных связей — одна из моделей экономики (которая работает, например, в Китае).
Вторичный радиус доверия возникает среди сотрудников одного предприятия при наличии общих целей. Примером устойчивых долгосрочных экономических связей и наличия высокого уровня доверия в рамках огромных корпораций является Япония.
Общность религии и культуры также может выступать важным источником капитала доверия. Любое моральное сообщество (буддистская община, экономическая корпорация или политическая партия) способствует возникновению доверия между его членами. Примером служит этика протестантизма, представители которой разделяют принципы честного, добросовестного труда, исполнения профессионального долга как формы социального и религиозного служения.
На сегодняшний день в нашей стране наиболее остро стоит проблема развития социального капитала как основы для сотрудничества и партнерства на разных уровнях в России. Острота проблемы связана с наличием коррупционной составляющей социального капитала в России.
Социальный капитал может принимать извращенные формы, некоторые социальные группы, используя свои связи и взаимодействия в обществе, могут добиваться реализации корыстных интересов.
Проблемы социального капитала в России
В российском обществе накоплен довольно высокий уровень социальных контактов и связей, но вряд ли их можно назвать социальным капиталом в позитивном смысле, поскольку социальные связи и отношения часто используются для осуществления коррупционных действий. На этом основании качество социального капитала в России оценивается как низкое, что проявляется в низком уровне взаимного доверия в российском социуме.
Под влиянием коррупции наиболее значимые социальные связи российских граждан, предпринимателей, государственных и муниципальных служащих становятся все более неформальными, а уровень регулирования социальных взаимодействий нормами права и нравственности постоянно снижается.
Дефицит доверия, неспособность к объединению приводят к тому, что российские граждане вынуждены постоянно решать собственные бытовые, финансовые и другие проблемы в одиночку, не объединяясь с другими гражданами. В результате большинство граждан с трудом могут (или вообще не могут) решить свои проблемы в органах власти легальными, полностью законными способами: им сложно в одиночку противостоять действиям представителей органов власти. Для реализации своих конституционных прав и свобод граждане вынуждены прибегать к коррупционным действиям: за право получения должности на государственной службе, за регистрацию квартир и участков земли в собственность, за получение медицинской помощи в государственных лечебных учреждениях, за поступление на бюджетные места в государственных высших учебных заведениях и т.п. Поскольку решение различных социальных проблем осуществляется только с помощью коррупционных действий, чаще всего с помощью взяток, поэтому, несмотря на то что большинство российских граждан негативно оценивают коррупционные действия, они готовы их использовать в своих взаимодействиях с государственными и муниципальными служащими.
Низкое качество социального капитала ведет к постоянно ухудшающимся условиям инвестирования в российскую экономику. Низкий уровень доверия инвесторов к представителям частного бизнеса и органов власти затрудняет инвестирование. Органы государственной и муниципальной власти, включаясь в процессы инвестирования, проводят его в коррупционных целях, т.е. в интересах собственных или частных корпораций, а не для решения стратегических проблем страны, развития общества, экономики и государства и т.п.
Органы российской государственной и муниципальной власти являются активными участниками рынка — как внутреннего, так и внешнего — не только в сфере инвестиций, но и в сфере определения уровня налогообложения, цен на товары и услуги, содействия или противодействия деятельности тех или иных предприятий и организаций частного бизнеса. А это нарушение этики бизнеса, поскольку налицо конфликт интересов. При этом интересы различных органов российской власти нередко противоречат друг другу и не совпадают с интересами крупных социальных групп нашего общества. Поэтому в российской экономике не формируются общегосударственные интересы, субъекты экономической деятельности не пытаются их вырабатывать и реализовывать, а действуют почти исключительно в своих собственных интересах. Такое положение существенно усиливает коррупцию в России, что как следствие снижает конкурентоспособность страны в мировой экономике, приводит к усилению сырьевой направленности российской экономики и не способствует ее развитию в направлении постиндустриальной экономики и постиндустриального общества.
Развитие социального капитала в России и снижение доли сто коррупционной составляющей предполагает стратегические направления, такие как:
• повышение значимости общественных проблем и коллективных решений, развитие гражданского общества с расширением возможностей постоянной коммуникации между гражданами, предпринимателями, государственными и муниципальными служащими;
• введение и развитие общественного контроля за деятельностью органов власти, государственного и муниципального управления;
• отказ от коррупционных взаимодействий с органами власти при условии развития ассоциаций частного бизнеса, которые должны способствовать выработке и реализации коллективных решений общих проблем частного бизнеса в России.
Только в таких условиях можно надеяться на снижение коррупционной составляющей социального капитала.
В решении общественных проблем должны принимать участие общественные некоммерческие организации, если же эти решения будут вырабатываться исключительно органами власти при существенных ограничениях общественного контроля их деятельности, эго приведет к обратному результату — усилению коррупции в органах власти и увеличению коррупционной составляющей социального капитала.
Уровень развития социального капитала определяется степенью развития неформальных социальных институтов и добровольных организаций (ассоциаций, союзов), развитостью социальных субъектов, способных к креативной интерпретации тех сигналов и смыслов, которые исходят из формальных государственных учреждений, т.е. к их переработке и освоению, а не принятию их в непосредственно предлагаемом виде.
Опыт постиндустриального развития современных стран показывает, что при близких или даже одних и тех же законодательных нормах уровень развития экономики может очень существенно различаться в зависимости от уровня социального капитала. В нашей стране развитие постиндустриальных отраслей экономики должно сопровождаться расширением взаимодействия частного бизнеса с различными социальными группами российского общества, направленного на поддержку их самодеятельности, самореализации их членов. Представители этих социальных групп постепенно смогут осуществлять контроль за деятельностью органов власти, противодействовать коррупции в них, обеспечивать защиту нрав граждан, включая и самих бизнесменов, выполнять другие социальные функции, несвойственные для частного бизнеса, но обеспечивающие его нормальную деятельность.
В процессе такого развития в российском обществе постепенно будет формироваться социальный капитал с высокой долей некоррупционных составляющих, которые в свою очередь будут способствовать развитию бизнеса. Сможет ли элита российского бизнеса сделать такой выбор, покажет ближайшее будущее.