Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие территории
Составной частью финансового обеспечения населенных мест, развития и содержания в них производственной и социальной инфраструктуры являются средства предприятий и хозяйственных организаций. Главный источник формирования средств предприятий, предназначенных для социально-бытовой инфраструктуры, - их прибыль. Из прибыли, которая оставляется в распоряжении предприятий. формируются целевые фонды. За счет средств этих фондов коллективы предприятий имеют возможность удовлетворять коллективные потребности в жилье, социально-культурных и бытовых услугах.
Значительный объем финансовых ресурсов предприятий направляется на ОГЛАВЛЕНИЕ подведомственных им объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. В ведомственном подчинении находятся жилищный фонд, коммунальные предприятия, детские дошкольные учреждения, детские лагеря, дома отдыха, санатории и т.д. За счет прибыли промышленных, строительных, транспортных и других предприятий осуществляется покрытие убытков ведомственного жилищно-коммунального хозяйства и расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ социально-культурных учреждений.
Развитие в городских поселениях промышленности сопровождается, как правило, ростом числа их жителей. И то и другое ведет к увеличению нагрузки на городские коммуникации, что требует их реконструкции и увеличения эксплуатационных расходов. Однако территориальные органы власти не всегда располагают для этого необходимыми ресурсами. Все это вынуждает их обращаться за помощью к предприятиям, находящимся на подведомственной им территории. Предприятия выделяют материальные, финансовые ресурсы на общегородские мероприятия. Руководители предприятий сами понимают, что нормальная работа их предприятий, уровень производительности труда и другие показатели в значительной степени зависят от состояния социальной инфраструктуры города.
В практике хозяйственной работы на местах используется метод долевого участия предприятий в создании объектов инфраструктуры. Такая форма участия средств ведомств вызвана ростом потребности в инфраструктуре, повышением ее технической оснащенности, недостаточностью средств у некоторых предприятий для сооружения отдельных инфраструктурных объектов. Например, в городах уже невозможно строительство небольших жилых домов. Раньше финансирование строительства таких домов было посильно многим, в том числе и небольшим предприятиям. Современные объекты социально-бытовой инфраструктуры не только значительны по мощности, но и требуют сложного инженерно-технического оснащения, что уже непосильно для отдельных предприятий-застройщиков.
Выходом из такого положения стало объединение на долевых началах средств предприятий для строительства объектов инфраструктуры. Все чаше средства предприятий стали объединяться со средствами территориальных бюджетов. Такая форма использования средств предприятий прогрессивна и перспективна. Она способствует кооперации ресурсов предприятий и местных органов власти, более рациональному их использованию, комплексности застройки городских массивов, более быстрому достижению экономического и социального эффекта от вкладываемых средств.
Необходимо отметить, что в условиях становления рыночных отношений и экономического кризиса многие предприятия в целях снижения себестоимости своей продукции и повышения конкурентоспособности пошли по пути не только сокращения выделения средств на общерегиональные мероприятия, но и отказа от подведомственных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. В результате усиливается нагрузка на местные бюджеты по содержанию и развитию социальной инфраструктуры.
Следует полагать, что после выхода страны из экономического кризиса, с укреплением финансового положения предприятий они в целях социальной защищенности своих трудовых коллективов и улучшения условий проживания их в населенных пунктах будут увеличивать выделение средств на социальную инфраструктуру и проведение общерегиональных мероприятий. Все это приведет вновь к повышению значения средств предприятий в территориальных финансах.