Лекция 11. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В КОРПОРАЦИЯХ
После изучения материалов главы студент должен:
знать
• цель, задачи, объекты и информационную базу финансового планирования в корпорации;
• принципы финансового планирования в корпорации;
• важнейшие методы финансового планирования в корпорации;
• виды корпоративных финансовых планов (бюджетов);
• методические основы корпоративного финансового контроля;
уметь
• собирать, накапливать и обобщать экономическую информацию, необходимую для разработки финансовых планов корпорации;
• использовать доступный методический инструментарий для составления финансовых планов корпорации;
• прогнозировать ключевые финансовые показатели: объем реализации продукции (работ, услуг), издержки производства и реализации продукции (работ, услуг), прибыль и др.;
• организовать систему внутреннего финансового контроля в корпорации;
владеть
• теоретическими знаниями, необходимыми для разработки долгосрочных, текущих, оперативных и программных финансовых планов (бюджетов) корпорации;
• практическими навыками расчета показателей долгосрочных, текущих, оперативных и программных финансовых планов (бюджетов) корпорации;
• компьютерными технологиями, облегчающими разработку долгосрочных, текущих, оперативных и программных финансовых планов (бюджетов) корпорации.
ОГЛАВЛЕНИЕ и задачи финансового планирования
Стабильная деятельность корпораций в рыночных условиях невозможна без использования современных методов
управления финансами. Одним из основных направлений повышения качества управления является совершенствование внутрикорпоративного финансового планирования и контроля. Отечественный и зарубежный опыт подтверждает, что проблема совершенствования финансового планирования на микроуровне продолжает оставаться актуальной.
Планирование деятельности корпорации имеет два тесно связанных и взаимообусловленных аспекта:
• общеэкономический – с позиции теории фирмы;
• управленческий – как функция менеджмента, которая состоит в умении прогнозировать деятельность корпорации и использовать этот прогноз в целях ее развития.
Планирование помогает устранить излишние трансакционные издержки внутри корпорации по торговым сделкам (контрактам), например на поиск покупателей и поставщиков, проведение переговоров о предмете сделки, оплату услуг консультантов и пр. Планирование дает ответы на следующие вопросы:
• каковы уровень развития корпорации (ее производственный и научно-технический потенциал) и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности;
• какие из ресурсов, включая и финансовые, необходимы для достижения целей корпорации.
Разработка корпорациями финансовых планов (бюджетов) занимает приоритетное место в системе мер по стабилизации их денежного хозяйства. Раскроем основные понятия, связанные с финансовым планированием.
Финансовое планирование – вид управленческой деятельности менеджмента корпорации, направленный на разработку системы финансовых планов по отдельным направлениям ее деятельности, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии на предстоящий период.
Финансовый план – обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) периоды. Этот план необходим для получения качественного прогноза будущих денежных потоков
Данный плановый документ предполагает составление оперативных и капитальных планов, а также прогноза финансовых ресурсов на один – три года. В России до недавнего времени такой план составляли в форме баланса доходов и расходов (на год с поквартальной разбивкой). В современных условиях роль финансового планирования принципиально изменилась. Корпорации заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение на сегодня и ближайшее будущее, чтобы:
• преуспеть в своей деятельности;
• своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами и тем самым защитить себя от штрафных санкций;
• координировать и контролировать деятельность структурных подразделений (филиалов), дочерних и зависимых корпораций в рамках корпоративной группы.
В связи с этим целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, объем инвестиций, учитывать последствия инфляции, изменения рыночной конъюнктуры, возможные нарушения договорных обязательств партнерами и др.
Основной целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования денежных потоков, возникающих в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Финансовый план взаимосвязан с планами по производству и сбыту продукции, закупкам материальных ресурсов, инвестициям, маркетингу, научным исследованиям и разработкам и т.д. Задачи финансового планирования следующие:
• использование экономической, правовой, учетной и рыночной информации для разработки финансовых планов (бюджетов);
• анализ и оценка взаимосвязи решений о дивидендах, краткосрочном финансировании и инвестициях;
• прогноз последствий управленческих решений с целью избежать воздействия негативных событий и четко представлять влияние долгосрочных и оперативных решений на конечный финансовый результат;
• выбор решений, которые выполнимы в рамках принятых финансовых и инвестиционных планов;
• сравнительная оценка результатов реализации выбранных решений, отраженных в финансовых планах.
Смета – форма планового расчета, определяющая потребность корпорации в денежных ресурсах на предстоящий период (год, квартал) и последовательность действий по исчислению показателей. Например, смета расходов на производство и реализацию продукции.
Наличная смета (Cash Budget) характеризует ожидаемые значения поступлений и выплат при различных сценариях будущего движения денежных средств. Она не является простой суммой доходов и расходов, а представляет собой прогноз объемов и сроков поступления и расходования средств. Точность прогноза зависит от особенностей деятельности корпорации: степени неопределенности среды, в которой она функционирует, и способности финансовых менеджеров предвидеть будущие денежные потоки. Аналогом данной сметы в российской практике служит бюджет движения денежных средств.
Важнейшие объекты финансового планирования:
• выручка (нетто) от продажи продукции (работ и услуг);
• прибыль и ее распределение;
• фонды специального назначения и их использование;
• объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;
• страховые взносы;
• объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;
• плановая потребность в оборотных средствах и источниках финансирования их пополнения;
• объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.
В условиях конкуренции, при необходимости прогнозной оценки рынка сбыта товаров, особое значение имеют перспективные финансовые планы, охватывающие два – три года, например, бизнес-планы инвестиционных проектов с длительными сроками реализации. В зарубежных корпорациях (США, Канада, ЕЭС, Япония) при разработке финансовых планов рассматривают сводные показатели по каждому виду деятельности с последующей их детализацией в отдельных мелких проектах. Эти инвестиционные проекты сводят воедино и затем рассматривают как единый проект. На начальном этапе планирования менеджмент корпорации может потребовать от каждого подразделения представить четыре альтернативных бизнес-плана на ближайшие пять лет:
1) план агрессивного роста подразделения, включающий крупные капиталовложения на развитие новых видов продукции и освоение передовых технологий, увеличение
доли уже освоенных сегментов рынка или проникновение на новые рынки;
2) план нормального развития, при котором подразделение развивается в соответствии с изменениями на рынке сбыта, а не за счет активного вытеснения конкурентов;
3) план снижения расходов и сужения специализации, в котором ставится задача минимизации капиталовложений, с учетом возможного падения объема производства и продаж данного подразделения;
4) план реорганизации, продажи или ликвидации подразделения.
Каждый вариант связан с определенным потоком денежных средств (их притоком и оттоком). Следовательно, эти варианты можно рассматривать как четыре взаимоисключающих проекта инвестиций.
Менеджеры в области финансового планирования обычно воздерживаются от составления плана капиталовложений по неприоритетным проектам для корпорации. Обычно инвестиционные проекты рассматривают в совокупности как единое целое. Однако крупномасштабные проекты, связанные с освоением новых месторождений полезных ископаемых, строительством электростанций и объектов производственной инфраструктуры, обеспечением экологической безопасности, требуют составления отдельных бизнес-планов. Такие проекты финансируют, как правило, в рамках долгосрочного финансового плана корпорации.
Основу финансовой стратегии корпорации составляет самофинансирование. Оно предусматривает использование прежде всего собственных источников (чистой прибыли и амортизационных отчислений – более 50% от общего объема финансовых ресурсов), а также привлеченных средств с рынка капитала и бюджетных ассигнований. Так, аэрокосмические, авиастроительные и иные крупные корпорации США работают по заказам федерального правительства.
Привлеченные средства (кредиты банков, эмиссия облигаций и др.), являясь платными, сужают рамки самофинансирования корпорации. Необходимость повышения доли собственных источников в общем объеме финансовых ресурсов требует от корпорации гибкой технической, кадровой, маркетинговой, финансовой и инвестиционной политики.
Для составления финансовых планов используют следующие информационные источники:
• договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов и услуг;
• результаты анализа бухгалтерской отчетности и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);
• прогнозные расчеты по реализации продукции исходя из заказов потребителей, прогнозов спроса, уровня продажных цен и других условий рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные деньги и в порядке бартерного обмена. Исходя из показателей сбыта, рассчитывают объем производства, расходы на выпуск продукции, прибыль, рентабельность активов, собственного капитала, продаж и другие параметры;
• экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, тарифы страховых взносов, сроки службы амортизируемого имущества по группам, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и др.);
• принятая менеджментом корпорации учетная политика.
Разработанные на основе этих данных финансовые планы (бюджеты) служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов и других мероприятий, обеспечивающих развитие корпорации.