Лекция 3. Финансово-правовые основы контроля, учета, ответственности

Финансовый контроль - это комплекс мероприятий, осуществляемый всей системой органов контроля по проверке законности и целесообразности действий в области образования, распределения, использования частных и публичных фондов денежных средств.

Определяя основные цели финансового контроля, можно отмстить, что его организация является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений установленных принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, а в отдельных случаях - привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный государству ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

В основе осуществления финансового контроля лежат следующие принципы:

а)законность;

б) объективность;

в) гласность при условии соблюдения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;

г) системность и плановость в деятельности органов государственного финансового контроля с целью наиболее полного охвата контрольными мероприятиями всех направлений финансовой деятельности государства.

Законность - один из ключевых принципов деятельности органов государственного финансового контроля. Принцип законности в той или иной форме присутствует во всех без исключения нормативных правовых актах, регулирующих их деятельность.

Принцип законности находит отражение в первую очередь в том, что органы государственного финансового контроля при реализации своих задач руководствуются Конституцией РФ и законами РФ, действуют строго в пределах установленной ими компетенции, в рамках их задач, функций и полномочий, а их должностные лица - в соответствии с правами и обязанностями, которыми они наделены. Сотрудники контрольных органов должны также соблюдать процедуры, установленные законом для тех или иных действий. В целом контрольные органы и их должностные лица не должны допускать превышения своих функциональных и властных полномочий.

Органы государственного финансового контроля и их должностные лица обязаны компетентно и добросовестно исполнять свой служебный долг, защищать права и интересы граждан, общества, государства. В соответствии с действующим законодательством они несут ответственность за ущерб, причиненный органам государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам, гражданам в результате незаконных решений, действий или бездействия; за достоверность результатов проводимых контрольных мероприятий, а также за разглашение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ и их должностные лица, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов государственного финансового контроля в административном и судебном порядке, если такие решения, действия или бездействие нарушают их права и законные интересы.

Все структурообразующие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственного финансового контроля, содержат положения об ответственности их должностных лиц.

Воздействие на должностных лиц органов государственного финансового контроля с целью воспрепятствовать исполнению ими служебных обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, насильственные действия, оскорбления, а равно клевета либо распространение искаженной информации о выполнении ими служебных обязанностей влекут за собой ответственность вплоть до уголовной.

Объективность является определяющим условием эффективной контрольной работы. Без объективности теряется смысл контроля как функции управления, основной формы обратной связи и базы для принятия управленческих решений. Принципу объективности подчинены все остальные принципы деятельности органов государственного финансового контроля. Именно для обеспечения объективного отражения реалий финансово-экономической деятельности контрольным органам необходима организационная и функциональная независимость и гласность, чтобы избежать внешнего воздействия. Объективная оценка возможна только на основе законности действий субъектов и объектов контроля, законность - основной критерий объективности. Объективность заключений органов финансового контроля тем больше повышается, чем выше уровень обобщения получаемой информации, что обеспечивается системностью контрольной работы.

Объективность заключений органов государственного финансового контроля обеспечивается несколькими способами. Один из них - установление высоких квалификационных требований к лицам, претендующим на ответственные должности, как это установлено, например, в отношении Счетной палаты РФ.

Законодательством установлены требования, направленные на то, чтобы в максимальной степени не допустить влияние личных или корпоративных интересов должностных лиц контрольных органов на их деятельность. Сотрудники контрольных органов не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Важную роль н обеспечении объективности работы Счетной палаты и ряда других контрольных органов играет установление ответственности за достоверность результатов контрольных мероприятий, а также ограничения на распространение промежуточных материалов ревизий и проверок, которые могут содержать еще неточную информацию.

В целях повышения объективности контрольные органы, как правило, наделены правом привлекать к своей работе специалистов иных организаций и независимых экспертов, а также наиболее квалифицированных сотрудников других органов контроля.

Большое значение для достижения объективности контроля имеет адекватное информационное обеспечение, поскольку на основании неполной или искаженной информации невозможно сделать правильные выводы. Закон предписывает всем объектам контроля предоставлять контрольным органам всю информацию и документацию, необходимую для обеспечения деятельности последних, установлена ответственность за препятствование исполнению ими своих функций, предусмотрены соответствующие санкции.

Принцип гласности в финансовой деятельности государства и работе органов государственного финансового контроля является частным и непосредственным проявлением основополагающих положений Конституции РФ. Представляя собой один из главных инструментов реализации права граждан на получение информации о работе государственных органов и должностных лиц в демократическом обществе, принцип гласности распространяется и на финансовую деятельность государства.

Поскольку финансовый контроль как элемент присутствует во всех указанных процедурах, принцип гласности также распространяется на его реализацию, что с учетом специфических особенностей отдельных контрольных органов находит отражение в законодательстве.

Гласность оказывает большое позитивное влияние на эффективность работы контрольных органов, поскольку в условиях гласности результаты контрольных мероприятий ставятся под общественный контроль.

Наиболее последовательно в российском законодательстве принцип гласности государственного финансового контроля отражен в законах о контрольно-счетных органах.

Принцип гласности в работе Счетной палаты РФ реализуется в первую очередь путем обязательного, установленного законом опубликования для ознакомления общественности ежегодного отчета Счетной палаты, в котором в сжатом виде представляются результаты всех контрольных мероприятий, проведенных Палатой за прошедший год, дается оценка реакции органов государственной власти на выявленные нарушения и недостатки, предлагаются обобщенные выводы и рекомендации по их устранению и по совершенствованию финансовой системы в целом. Кроме того, годовой отчет Счетной палаты заслушивается и обсуждается на пленарных заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации в присутствии представителей средств массовой информации, которым доступны все подготовленные к этим заседаниям материалы.

Закон также предписывает Счетной палате РФ передавать в средства массовой информации материалы по результатам отдельных контрольных мероприятий и экспертно-аналитических работ при соблюдении установленных законом условий. Кроме того, Счетная палата издает ежемесячный бюллетень, содержащий материалы по проведенным проверкам и экспертным работам.

Гласность в работе Счетной палаты предъявляет особо высокие требования к качеству, объективности и достоверности подготавливаемых материалов. Поэтому законом установлена процедура предания гласности материалов Счетной палаты.

Если рассматривать государственный финансовый контроль в рамках исполнительной ветви власти, то необходимо отметить, что среди основных принципов деятельности Правительства РФ также фигурирует принцип гласности, но понимается он значительно уже. В первую очередь имеется в виду, что постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Это обусловлено прежде всего тем, что органы финансового контроля исполнительной власти работают в условиях жесткой административной подчиненности.

Принципу гласности корреспондирует необходимость соблюдения государственной, налоговой, банковской, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Системность и плановость осуществления контроля являются основными принципами, которые должны лежать в основе планирования работы любого органа государственного финансового контроля.

Принцип системности подразумевает, что в течение определенного периода времени, в данном случае финансового года, органы финансового контроля должны охватить контрольными мероприятиями все основные группы объектов контроля: бюджет, а в его рамках налоговые и неналоговые доходы, основные расходные статьи и бюджетные строки; внебюджетные фонды; вопросы оценки финансовой эффективности управления и распоряжения государственным имуществом; использование заемных средств; взаимоотношения правительственных организаций с банковской средой, финансовые потоки в рамках межбюджетных отношений. Реализация такого подхода позволяет иметь более или менее обобщенное, объективное и целостное представление о состоянии работы с финансовыми ресурсами по всем направлениям в их взаимосвязях, в первую очередь при рассмотрении основных бюджетных документов -проекта бюджета на следующий год и отчета по исполнению бюджета за истекший финансовый год. Полнота охвата объектов контроля контрольными мероприятиями является одним из наиболее важных факторов и показателей эффективности работы органов финансового контроля.

Принцип системности также определяет необходимость периодичности проведения контрольных мероприятий в одних и тех же организациях и учреждениях, в том числе повторных проверок по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков. Это, с одной стороны, повышает эффективность контроля, а с другой - обеспечивает его объективность, поскольку позволяет в динамике отследить позитивные и негативные тенденции в финансовой работе.

Системность и плановость являются важными принципами организации работы Счетной палаты РФ. Счетная палата строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением федерального бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Палаты1. Планирование осуществляется на основе разрабатываемых Счетной палатой для этих целей технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний.

Органы государственного финансового контроля исполнительной власти также строят свою работу па основе принципов системности и плановости. Вместе с тем формальное планирование, например в контрольно-ревизионных подразделениях и службах в системе Минфина России, осуществляется на менее продолжительный временной период, как правило, на квартал, что связано с большим количеством внеплановых контрольных мероприятий, в том числе по поручениям правоохранительных органов.