Факторы, определяющие степень централизации менеджмента
Основными факторами, определяющими степень централизации или порядок распределения полномочий в системе менеджмента, являются следующие (схема 3.3).
Схема 3.3. Совокупность факторов, определяющих степень централизации менеджмента
1. Масштабы менеджмента. Чем крупнее масштабы менеджмента, тем сложнее осуществлять централизованное управление. Происходят перегрузка центральных звеньев системы менеджмента информацией, недостаточная проработка конкретных обстоятельств и особенностей проблемы.
2. Гармоничность или дисгармония распределения персонала по уровню профессионализма в иерархии системы менеджмента.
3. Использование технических средств обработки информации, наличие или отсутствие интегрированной системы информационного обеспечения.
4. Система мотивации персонала.
5. Сочетание стратегии и тактики менеджмента.
6. Ориентация на развитие неформального управления.
7. Индивидуальные качества менеджера и стиль его работы.
8. Корпоративность организации.
9. Этап развития организации.
Эти факторы действуют в связи и могут определять как необходимость в повышении централизации, так и потребность в децентрализации.
Централизация менеджмента должна быть в зоне регулярной оценки и контроля тенденций развития менеджмента. Она оказывает существенное влияние на гибкость, оперативность и инновационность менеджмента, формирование корпоративной культуры, создание благоприятного социально-психологического климата.
Функциональная дифференциация полномочий
В понимании централизации и децентрализации большое значение имеет функциональное ОГЛАВЛЕНИЕ полномочий. Так, например, распределение инвестиций в компании может быть высокоцентрализованным, а управление технологическими процессами – децентрализованным. Как правило, когда говорят о централизации и децентрализации менеджмента, имеют в виду общую тенденцию, обобщенную характеристику по этому признаку. Но в практике менеджмента очень полезно рассматривать распределение полномочий и по функциональному признаку, по каждой из наиболее важных функций менеджмента. Полномочия не существуют вне функционального содержания менеджмента.
Среди факторов, влияющих на распределение полномочий, важным является также фактор диверсификации производства и менеджмента. Кажется очевидным, что диверсифицированный менеджмент не может быть высокоцентрализованным. Это бы резко снизило качество всех управленческих решений.
И еще один фактор – географическое расположение фирмы, ее филиалов и отделений, офисов. В транснациональных компаниях лишь минимальное количество функций реализуется централизованно, как правило, это функции экономического контроля и регулирования, инвестирования и маркетинга.
Степень централизации является следствием и причиной динамики развития фирмы. Динамически развивающиеся фирмы находят такой вариант распределения полномочий по функциям менеджмента, которые обеспечивают им преимущества ускорения научно-технического прогресса.
Государственное регулирование экономических процессов также не может не сказываться на степени централизации менеджмента. Это внешние факторы – ограничения на сырьевые ресурсы, таможенные пошлины, использование рабочей силы, которые могут ограничивать свободу в принятии решений, а ведь именно в этом и проявляется децентрализация менеджмента.
В современных условиях важным фактором установления степени централизации менеджмента является и деятельность профсоюзов, требования которых не всегда укладываются в политику фирмы относительно свободы принятия решений.