Лекция 6. Этические конфликты и их разрешение
Конфликт — столкновение противоречивых или несовместимых целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких человек.
С точки зрения делового общения конфликт — противоречие, возникающие между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя и более сторонами.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средство их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, влечений оппонентов и т.д.
Конфликтная ситуация, таким образом, включает объекты и субъекты конфликта, являющиеся его базой.
Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта, так и независимо от их воли и желания, вследствие либо объективных обстоятельств, либо случайности. Инцидент может спровоцировать любое неосторожно сказанное слово, какое-то действие.
Конфликт может быть функциональным, полезным для членов коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующий сотрудничество между членами коллектива.
Различают четыре основных типа конфликтов.
1. Внутриличностный конфликт. Он возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Он может возникнуть и в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
2. Межличностный конфликт. Самый распространенный тип конфликта. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.д. Межличностный конфликт может проявляться и как столкновение личностей, т.е. людей с разными характерами, несовместимыми темпераментами, просто не в состоянии ладить друг с другом.
3. Конфликт между группой и личностью. В связи с тем, что производственные группы устанавливают нормы поведения, бывает так, что ожидание группы находится в противоречии с ожиданиями личности. В этом случае возникает конфликт, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.
4. Межгрупповой конфликт.
Каждый конфликт имеет свою причину возникновения (рис. 6.1).
Существует ряд причин, порождающих конфликты (рис. 6.2):
Огромную роль в возникновении и развитии конфликта играет то, каким образом воспринимается партнер по общению и как оценивается и оценивает свое собственное положение в данной ситуации. На любое явление можно взглянуть как минимум с трех точек зрения:
1) предвзято выискивать негативные стороны;
2) принимать только хорошее и закрывать глаза на дурное;
3) воспринимать равнодушно или негативно, видя равно как негатив, так и позитив.
Таким образом, с точки зрения восприятия, в любом конфликте можно выделить рациональную и эмоциональную стороны.
Рис. 6.1. Причины конфликта
Рис. 6.2. Причины порождения конфликтов
Рациональная сторона конфликта проявляется в том случае, когда конфликтующие могут четко сформулировать предмет, объект конфликта и представить свое логическое видение, приведя доказательства и обоснования.
Эмоциональная сторона конфликта заключается в иррациональных особенностях психики человека, когда в восприятии людей участвуют симпатии и антипатии, чувства, состояния и эмоции.