Виды организационных структур и их психологическая характеристика
Организационная структура – один из базовых элементов организации, который определяется как совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы – графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции). Именно структура организации во многом определяет характер отношений между людьми, включенными в организацию, объясняет, почему одни организации быстро и эффективно реагируют на изменение внешней среды, а другие делают это долго и непродуктивно.
Линейная структура управления представляет собой взаимодействие руководителя и подчиненных (рис. 2.1). Применяется в основном на низших ступенях управления.
Рис. 2.1. Линейная структура организации
Пимечание: Р – работники подразделения
Достоинство этой структуры управления – обеспечивать быструю реакцию работников на команды управления.
Недостаток состоит в том, что руководитель должен обладать всем объемом знаний, необходимых для осуществления процесса управления.
Линейно-штабная структура управления (рис. 2.2) отличается от линейной наличием в ней функциональных штабов, предназначенных для компетентной разработки проблем управления и выдачи рекомендаций руководите-
Рис. 2.2. Линейно-штабная структура
Примечание: Р – работники подразделения
лю. К штабам относятся плановые, диспетчерские, экономические и другие службы.
Достоинством является обеспечение компетентной консультации руководителя.
Недостаток заключается в том, что взаимодействие различных функциональных штабов и согласование их деятельности осуществляется только на уровне руководителя, а также происходит запаздывание в выработке команд управления.
Функциональная структура управления (рис. 2.3) предполагает существование функциональных руководителей, которые, обладая компетенцией в решении определенного рода вопросов, наделены правом выдавать команды нижестоящим работникам, равнозначные командам линейного руководителя.
Достоинством функциональной структуры управления является обеспечение быстрой выдачи компетентных команд.
Недостаток заключается в том, что имеется возможность получения работниками разноречивых команд, исходящих от функциональных руководителей, с неизбежной необходимостью согласования их, в том числе на уровне руководителя организации с такой структурой управления. Такая структура управления на практике нигде не используется.
Линейно-функциональная структура управления (рис. 2.4) является синтезом линейной и функциональной
Рис. 2.3. Функциональная структура
Рис. 2.4. Линейно-функциональная структура
структур управления, основывающимся на функциональном разделении полномочий руководителей и линейном подчинении определенных специалистов (работников) соответствующим функциональным руководителям.
Достоинство этой структуры заключается в том, что обеспечивается однозначное и оперативное руководство по каждому виду работ.
Недостатком является повышение степени обособленности работников различных функциональных подразделений и служб, вынесение всех вопросов их взаимодействия па уровень руководителя организации.
Матричная структура управления (МСУ) – структура, сочетающая вертикальные линейные и функциональные связи управления с горизонтальными (рис. 2.5).
При МСУ персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, советов и т.п., которые образуются для руководства отдельными проектами и работами.
Руководители проектов устанавливают состав и очередность работ, а руководители функциональных подразделений несут ответственность за их надлежащее и своевременное исполнение.
Руководители проектов наделяются полномочиями различного диапазона – от самых широких до ограничивающихся выполнением штабных функций.
МСУ могут применяться в отдельных организациях и органах управления и для систем организаций и органов.
МСУ сохраняет преимущества как линейно-функциональной, так и проектной структур управления. Она нацелена на взаимную согласованность работы всех подразделений организации для достижения целей различных проектов. Это упрощает координацию выполнения работ над проектами.
МСУ создает предпосылки для наиболее квалифицированного исполнения отдельных функций. Структура обладает значительной гибкостью, поскольку упрощается перераспределение персонала для выполнения первоочередных работ.
Основным недостатком МСУ является то, что при реализации создаются отношения двойного подчинения исполнителей. В результате усложняется механизм управления и возникает опасность появления противоречивых ситуаций. При МСУ спорадически может обнаруживаться дефицит (или недогрузка) функциональных специалистов, что вызывает стремление к увеличению штатов функциональных подразделений.
Проектная структура управления (ПСУ) – структура, нацеленная на обеспечение эффективного управления параллельным выполнением на предприятии или в организации ряда крупных проектов или работ (рис. 2.6).
При реализации ПСУ получают автономию определенные совокупности подразделений, участвующих в отдельных проектах, во главе с руководителями этих проектов.
Рис. 2.5. Матричная структура
Рис. 2.6. Проектная структура
Руководитель проекта несет всю ответственность за его своевременную и качественную разработку и осуществление. Он наделяется всеми правами распорядительства, подначальными ему подразделениями и не имеет в подчинении подразделений, непосредственно не связанных с подготовкой проекта.
ПСУ четко ориентирована на исполнение определенных задач. Коллектив работающих над одним проектом объединяется единством поставленной цели. При реализации ПСУ сводится на нет возможность принятия по проекту противоречивых решений и выдачи несогласованных заданий, создаются предпосылки для оперативного разрешения в пределах проекта возникающих проблем и вопросов.
ПСУ обеспечивает повышение персональной ответственности руководителей и исполнителей, образование условий для лучшего их взаимодействия. Уровень требований к руководителю проекта как специалисту и менеджеру исключительно высок.
ПСУ могут создаваться в децентрализованной и централизованной формах. Их отличие заключается в месте и подчиненности функциональных и вспомогательных подразделений в структуре управления предприятием или организацией.
При децентрализованной ПСУ они разделяются по проектным подразделениям и подчиняются руководителям проектов. При централизованной ПСУ служат общими для всех проектных подразделений и подчиняются руководителю предприятия или организации. Это предопределяет их достоинства и недостатки.
Основным достоинством децентрализованной ПСУ является то, что в совокупность подразделений, разрабатывающих определенный проект, включается весь комплекс функциональных и исполнительных подразделений, требуемых для его выполнения. Все полномочия и права распорядительства интеллектуальными, материальными и трудовыми ресурсами по проекту сосредотачиваются в одном лице – руководителя проекта. Такая структура позволяет реализовать преимущества единства организации деятельности и единоначалия в управлении.
"Продуктовая" структура управления (ПродСУ) – модификация иерархической схемы структуры управления (рис. 2.7). Особенность ее заключается в том, что на производственном и обслуживающем уровне структуры организации происходит обособление функций по выпускаемому продукту. Это позволяет вести отдельный учет, сбыт, снабжение и другие операции.
Достоинства ПродСУ:
– оперативность решений по обеспечению качества продукта;
– привлечение к руководству более компетентных в конкретной области специалистов;
Рис. 2.7. "Продуктовая" структура
– создание сплоченного управленческого и производственного коллектива;
– оперативность в решении нестандартных ситуаций;
– повышение персональной ответственности всех работников.
Недостатки ПродСУ:
– риск спада объема продаж;
– трудность координации деятельности всех подразделений.
Особенности организационной структуры – фактор, который определяет, какая организационная культура позволит организации достигать результатов, какие критерии будут положены в основу измерения эффективности, какие полномочия существуют у руководителя для воздействия на сотрудников, какие отношения связывают сотрудников между собой. Таким образом, именно организационная структура (элемент, формируемый в самом начале жизненного цикла организации) "диктует" людям, включенным в организацию модели поведения, взаимодействие, принятие совместного решения, разрешение конфликтов. В жизни любой организации может наступить момент, когда организационная структура "устаревает" и является барьером на пути организационного развития. В такой ситуации приходит время самым серьезным организационным нововведениям – изменение структуры.