Лекция зарождения идеи
С момента возникновения идеи создания продукции начинается этап технико-экономического обоснования (ТЭО) целесообразности и эффективности ее производства.
Так, ТЭО на создание продукции содержит следующие типовые разделы, отражающие целесообразность и эффективность инвестирования средств в эту сферу деятельности предприятия.
1. Общие сведения, в том числе:
o месторасположение объекта инвестиций, его производственная схема, банковские реквизиты, отраслевая принадлежность, организационно-правовая форма и форма собственности, должность, фамилия, отчество руководителя и исполнителей;
o общие и конкретные цели проекта;
o технико-экономический уровень продукции, намечаемой к производству, ее использование и конкурентоспособность, возможность сбыта.
2. Резюме, в том числе:
o обоснование экономических преимуществ объекта инвестиций по сравнению с достигнутым уровнем на аналогичных конкурентных объектах;
o потребность в финансах для реализации проекта;
o финансовые результаты, которые ожидается получить в будущем от реализации проекта (объем реализации услуг, затраты па производство и реализацию, валовая и чистая прибыль, рентабельность, срок окупаемости инвестиций и др.).
3. Описание отрасли, в том числе:
o анализ текущего состояния и перспектив развития (в динамике) производства данного вида продукции в отрасли;
o определение доли проекта в объемах отрасли по производству данного вида продукции, прогнозы развития, оценка сезонности;
o оценка географического положения рынка, характеристика потенциальных клиентов, их возможностей (запросов), общий объем реализации продукции по отрасли и тенденции его изменения.
4. Сущность проекта, в том числе:
o описание продукции, подлежащей реализации после осуществления проекта: целевое и функциональное назначение, особенности, стоимость, технологичность, универсальность, соответствие стандартам и др.;
o указание стадии развития проекта (идея, эскизный проект, рабочий проект);
o конкурентоспособность на рынке, цены, маркетинг, создание сети сбыта, сведения о патентах, товарном знаке;
o основные отличия предлагаемой к выпуску продукции от аналогичной;
o аргументы, обосновывающие успех реализации проекта.
5. Оценка рынков сбыта и конкурентов, в том числе:
o характеристика основных потребителей продукции, производителей, единичных самостоятельных потребителей, их географическое размещение, требования к объему, качеству и ценам, перспективы развития;
o характеристика рынков сбыта (размеры, уровень и тенденция развития, ожидаемый рост, специфические особенности);
o выход на внешние рынки, планы относительно рынков ближнего зарубежья, экспортный потенциал;
o стратегия сбыта, продвижение продукции на рынок (расчет и обоснование цены, ценовая политика, реклама, стимулирование сбыта, сервисное обслуживание);
o оценка конкурентов (их перечень, слабые и сильные стороны, возможности (тактика, реклама, имидж), потенциальные доли рынка каждого из них, финансовое положение, уровень, технологии и т.д.).
6. План маркетинга, в том числе:
o мероприятия по максимальному приспособлению всей деятельности по разработке и реализации проекта к требованиям конкретных потребителей;
o многовариантность, основанную на понимании возможности просчетов и ошибок в процессе анализа и прогнозирования осуществления проекта;
o маркетинговая среда реализации проекта, маркетинговых посредников;
o реклама, ее организация, примерный объем затрат;
o оценка конкретных потребителей, методов стимулирования продаж, организацию послепродажного обслуживания.
7. План производства продукции, в том числе:
o основные требования к организации производственного процесса;
o технология и затраты на ее осуществление;
o производственная база, состав необходимого оборудования, его поставщики, условия поставки, субподрядчики;
o материальные ресурсы, их поставщики, прогноз потребления и затрат на приобретение;
o рабочая сила, не связанная с управлением, потребность в ней, формы привлечения и стимулирование к труду, условия груда, оплата и стимулирование, обучение;
o себестоимость (текущие издержки) производимой продукции;
o экологическая безопасность проекта (мероприятия, затраты, эффективность).
8. Организационный план, в том числе указание:
o формы собственности, сведения о партнерах, владельцах предприятия;
o организационная структура управления проектом (схема, состав подразделений и их функции, координация и взаимосвязь, распределение обязанностей);
o сведения об управленческом персонале (возраст, образование, владение акциями, права и обязанности);
o принципы отбора руководителей, специалистов и исполнителей, их отбор и аттестация, система материального и морального стимулирования труда управленческих работников.
9. Оценка и предупреждение риска, в том числе оценка:
o слабых и сильных сторон проекта;
o рисков, их вероятности и возможности ущерба от них, мер по предупреждению;
o экономической безопасности проекта, описание программы страхования от риска.
10. Финансовый план, в том числе:
o план доходов и расходов;
o план денежных поступлений и выплат;
o сводный баланс активов и пассивов;
o оценка эффективности инвестиционного проекта;
o выводы и предложения.
С точки зрения оценки перспектив инновации в соответствии с ситуацией оценки, характерной для этапа зарождения идеи производства, основное внимание должно быть уделено оценке:
1) технико-экономического уровня продукции, намечаемой к производству, ее конкурентоспособности;
2) финансовых результатов, которые ожидается получить в будущем от реализации проекта;
3) особенностей функционального назначения продукции, се технологичности, универсальности, соответствия стандартам;
4) главных отличий предлагаемой к выпуску продукции от аналогичной как аргументов, обосновывающих успех реализации проекта;
5) конкурентов (их перечня, слабых и сильных сторон, возможностей, потенциальных долей рынка, финансового положения, уровня технологии и т.д.);
6) многовариантности, построенной на понимании возможности просчетов и ошибок в процессе анализа и прогнозирования осуществления проекта;
7) ключевых требований к организации производственного процесса;
8) экологической безопасности проекта; 9)рисков.
Этап зарождения идеи как первая стадия разработки нового изделия начинается с изучения потребности покупателей, т.е. с маркетинга, по определению, продукция какого качества находит спрос. На основании этого составляют технические требования на продукцию и включают их в заказ на создание новой продукции (аналогичным образом обстоит дело и при модернизации продукции).
В стадию разработки продукции на первом ее этапе входит установление норм и предельных значений показателей свойств качества. В результате разрабатывается техническое задание на создание новой продукции.
При оценке технического уровня разрабатываемой продукции учитывают достижения отечественной и зарубежной науки и техники. Особое внимание уделяют патентным исследованиям.