Лекция 2. Определение первой переменной матрицы – устойчивости позиции компании в отрасли

Очередной этап – определение первой переменной матрицы (табл. 5.12).

Таблица 5.11

Определение степени зрелости отрасли, рынка, сегмента

Уровень зрелости отрасли, рынка, сегмента

Вопрос, определяющий степень зрелости отрасли

стадия зарождения

стадия роста

стадия зрелости

стадия старения

Как быстро растет рынок, на котором оперирует компания?

Стремительно

Умеренно

Не растет, стагнирует

Падает

Насколько высок потенциал рынка?

Очень высокий, рынок только формируется

Умеренно

высокий

Незначительный, практически достиг максимума

Потенциала нет, рынок достиг своего максимума

Каково проникновение товара или услуги среди целевой аудитории (процент потребления товара или услуги среди населения)?

Очень маленький сегмент, в начале формирования, только формируется

Стремительно увеличивается с каждым годом

Практически вся аудитория пользуется товаром или услугой

Пользуются все или наблюдается спад интереса к категории

Каков уровень конкуренции на рынке?

Низкий:

1 –3 игрока, практически

не конкурируют друг с другом

Растущий: количество конкурентов постоянно растет, конкурентное окружение рынка постоянно меняется

Устоявшийся: количество игроков практически не растет, конкурентная карта рынка сформирована и практически не изменяется

Количество игроков не растет, даже снижается

Уровень инвестиций в рынок увеличивается или уменьшается?

Растет стремительно

Растет умеренно

Постоянен

Снижается

Каков уровень цен на рынке?

Завышен, компании получают сверхприбыль

Снижается за счет новых игроков, угроза ценовых войн

Уровень цен сформирован и практически не изменяется. Каждый конкурент занимает свою устойчивую ценовую нишу

Стабилен или снижается

Итоговый балл

Таблица 5.12

Определение устойчивости позиции в отрасли, конкурентоспособность

Вопрос

Характеристика позиции

доминирующая

сильная

благоприятная

неустойчивая

слабая

Как бы вы оценили динамику продаж вашей компании на рынке?

Лидер отрасли по объему продаж. Темпы роста – от низких до высоких, но устойчивые

Объем продаж хороший, устойчивый (компания входит в тройку лидеров рынка). Темпы роста либо соответствуют рынку, либо выше рынка

Объем продаж хороший, устойчивый. Не лидер рынка, но возможно лидерство в определенных рыночных нишах. Темпы роста либо соответствуют рынку, либо выше рынка

Объем продаж низкий. Постоянные колебания уровня продаж (за исключением сезонных колебаний)

Объем продаж низкий. Тенденция к снижению продаж

Как бы вы оценили конкурентное преимущество вашей компании?

Товар или услуга компании не имеет аналогов в отрасли

Товар или услуга компании обладает высокими потребительскими качествами, имеет свои уникальные свойства, которые ценятся аудиторией

Конкурентное преимущество есть, но его еще необходимо укреплять и донести до целевой аудитории

Конкурентное преимущество легко копируемо.

В случае прихода сильного игрока в отрасль – потеря продаж

Конкурентного преимущества нет

Как бы вы оценили уровень лояльности ваших клиентов и возможность их переключения на товары конкурентов?

Высокая доля лояльных потребителей. Никто нс отказывается от товара или услуги

Высокая доля лояльных потребителей. Минимальный риск переключения на конкурентов даже в условиях снижения цен

Лояльность в определенной степени обусловлена уровнем цен. При снижении цен на рынке есть угрозы ухода потребителей к конкурентам

Лояльность отсутствует. Клиенты могут в любой момент уйти к конкурентам

Лояльности низкая, постоянно снижается. Клиенты уходят

Как бы вы оценили уровень знания вашей компании, товара или услуги среди аудитории?

Самый известный товар на рынке

Компания входит в топ-рейтинг самых известных игроков рынка

Средний уровень знания. Не входит в топ, но и не аутсайдер

Низкий уровень знания. Только в определенных кругах, сегментах рынка

Знание товара практически отсутствует

Как бы вы оценили свою свободу в установлении уровня цены на товар или услугу?

Наша компания диктует цены для всего рынка. Мы не испытываем ограничений конкуренции в установлении цен

Руководствуемся средним уровнем цен на рынке, но имеем возможность устанавливать цены выше среднерыночных

Свобода в установлении цен есть только для отдельных групп потребителей, знающих и ценящих товар компании. Для остального рынка сложно обосновать более высокий уровень цен

Практически нет свободы в установлении цен. Цены приближены к среднерыночным

Цены полностью диктуются рынком, нет возможности повышения цен

Как бы вы оценили уровень угрозы со стороны конкурентов?

Угроза отсутствует. У нас нет сильных конкурентов

Низкий уровень угрозы

Средний уровень угрозы. Высокая конкурентная борьба за клиента. Ни на одну минуту нельзя расслабиться, иначе – потеря доли рынка

Высокий уровень угрозы. В любой момент конкуренты могут отобрать у компании долю рынка

Нашу долю рынка поглощают конкуренты

Итоговый балл