Лекция 2. Определение первой переменной матрицы – устойчивости позиции компании в отрасли
Очередной этап – определение первой переменной матрицы (табл. 5.12).
Таблица 5.11
Определение степени зрелости отрасли, рынка, сегмента
Уровень зрелости отрасли, рынка, сегмента |
||||
Вопрос, определяющий степень зрелости отрасли |
стадия зарождения |
стадия роста |
стадия зрелости |
стадия старения |
Как быстро растет рынок, на котором оперирует компания? |
Стремительно |
Умеренно |
Не растет, стагнирует |
Падает |
Насколько высок потенциал рынка? |
Очень высокий, рынок только формируется |
Умеренно высокий |
Незначительный, практически достиг максимума |
Потенциала нет, рынок достиг своего максимума |
Каково проникновение товара или услуги среди целевой аудитории (процент потребления товара или услуги среди населения)? |
Очень маленький сегмент, в начале формирования, только формируется |
Стремительно увеличивается с каждым годом |
Практически вся аудитория пользуется товаром или услугой |
Пользуются все или наблюдается спад интереса к категории |
Каков уровень конкуренции на рынке? |
Низкий: 1 –3 игрока, практически не конкурируют друг с другом |
Растущий: количество конкурентов постоянно растет, конкурентное окружение рынка постоянно меняется |
Устоявшийся: количество игроков практически не растет, конкурентная карта рынка сформирована и практически не изменяется |
Количество игроков не растет, даже снижается |
Уровень инвестиций в рынок увеличивается или уменьшается? |
Растет стремительно |
Растет умеренно |
Постоянен |
Снижается |
Каков уровень цен на рынке? |
Завышен, компании получают сверхприбыль |
Снижается за счет новых игроков, угроза ценовых войн |
Уровень цен сформирован и практически не изменяется. Каждый конкурент занимает свою устойчивую ценовую нишу |
Стабилен или снижается |
Итоговый балл |
Таблица 5.12
Определение устойчивости позиции в отрасли, конкурентоспособность
Вопрос |
Характеристика позиции |
||||
доминирующая |
сильная |
благоприятная |
неустойчивая |
слабая |
|
Как бы вы оценили динамику продаж вашей компании на рынке? |
Лидер отрасли по объему продаж. Темпы роста – от низких до высоких, но устойчивые |
Объем продаж хороший, устойчивый (компания входит в тройку лидеров рынка). Темпы роста либо соответствуют рынку, либо выше рынка |
Объем продаж хороший, устойчивый. Не лидер рынка, но возможно лидерство в определенных рыночных нишах. Темпы роста либо соответствуют рынку, либо выше рынка |
Объем продаж низкий. Постоянные колебания уровня продаж (за исключением сезонных колебаний) |
Объем продаж низкий. Тенденция к снижению продаж |
Как бы вы оценили конкурентное преимущество вашей компании? |
Товар или услуга компании не имеет аналогов в отрасли |
Товар или услуга компании обладает высокими потребительскими качествами, имеет свои уникальные свойства, которые ценятся аудиторией |
Конкурентное преимущество есть, но его еще необходимо укреплять и донести до целевой аудитории |
Конкурентное преимущество легко копируемо. В случае прихода сильного игрока в отрасль – потеря продаж |
Конкурентного преимущества нет |
Как бы вы оценили уровень лояльности ваших клиентов и возможность их переключения на товары конкурентов? |
Высокая доля лояльных потребителей. Никто нс отказывается от товара или услуги |
Высокая доля лояльных потребителей. Минимальный риск переключения на конкурентов даже в условиях снижения цен |
Лояльность в определенной степени обусловлена уровнем цен. При снижении цен на рынке есть угрозы ухода потребителей к конкурентам |
Лояльность отсутствует. Клиенты могут в любой момент уйти к конкурентам |
Лояльности низкая, постоянно снижается. Клиенты уходят |
Как бы вы оценили уровень знания вашей компании, товара или услуги среди аудитории? |
Самый известный товар на рынке |
Компания входит в топ-рейтинг самых известных игроков рынка |
Средний уровень знания. Не входит в топ, но и не аутсайдер |
Низкий уровень знания. Только в определенных кругах, сегментах рынка |
Знание товара практически отсутствует |
Как бы вы оценили свою свободу в установлении уровня цены на товар или услугу? |
Наша компания диктует цены для всего рынка. Мы не испытываем ограничений конкуренции в установлении цен |
Руководствуемся средним уровнем цен на рынке, но имеем возможность устанавливать цены выше среднерыночных |
Свобода в установлении цен есть только для отдельных групп потребителей, знающих и ценящих товар компании. Для остального рынка сложно обосновать более высокий уровень цен |
Практически нет свободы в установлении цен. Цены приближены к среднерыночным |
Цены полностью диктуются рынком, нет возможности повышения цен |
Как бы вы оценили уровень угрозы со стороны конкурентов? |
Угроза отсутствует. У нас нет сильных конкурентов |
Низкий уровень угрозы |
Средний уровень угрозы. Высокая конкурентная борьба за клиента. Ни на одну минуту нельзя расслабиться, иначе – потеря доли рынка |
Высокий уровень угрозы. В любой момент конкуренты могут отобрать у компании долю рынка |
Нашу долю рынка поглощают конкуренты |
Итоговый балл |