Лекция 10. Элементы функционального менеджмента
Нет ничего невозможного для людей.
Гораций
Элементы стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию внешней среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в конечном итоге способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе.
Стратегический менеджмент обычно рассматривается как совокупность пяти взаимосвязанных процессов:
→ определение миссии и целей;
→ анализ внешней и внутренней среды;
→ анализ и выбор стратегии;
→ реализация стратегии;
→ оценка и контроль выполнения стратегии. Стратегический менеджмент принципиально отличен от оперативного (табл. 10.1).
Таблица 10.1
Отличия стратегического менеджмента от оперативного
Признаки сравнения |
Стратегический менеджмент |
Оперативный менеджмент |
Миссия |
Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением |
Производство товаров и услуг с целью получения прибыли |
Решаемые проблемы |
Проблемы внешнего окружения, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе |
Проблемы, возникающие внутри предприятия, связанные с более эффективным использованием ресурсов |
Ориентация |
На долгосрочную перспективу |
На кратко- и среднесрочную перспективу |
Основные факторы построения системы управления |
Люди, система информационного обеспечения и рынок |
Организационные структуры, техника и технология |
Эффективность |
Насколько своевременно и точно организации в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и насколько они изменятся в зависимости от изменения внешней среды |
Максимизация прибыли, рациональное использование производственного потенциала |
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся возможности.
Угрозы и возможности могут проявляться в шести областях внешнего окружения (табл. 10.2).
Таблица 10.2
Области внешнего окружения
Область внешнего окружения |
Составляющие области внешнего окружения |
Макроэкономические факторы |
Темпы инфляции (дефляции), налоговые ставки, международный платежный баланс страны, уровень занятости населения, платежеспособность предприятий в отрасли |
Правовые факторы |
Соглашения по тарифам и торговле с различными странами, протекционистская таможенная политика государства, нормативные акты местных органов власти правительства, уровень развития правового регулирования экономики, кредитная политика, ограничения на получение ссуд и наем рабочей силы |
Технологические факторы |
Изменения в технологии производства (создание принципиально новых технологий), в конструкционных материалах, применении вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи |
Факторы конкуренции |
Текущая стратегия конкурентов и их перспективные цели, сильные и слабые стороны конкурентов, перспективы развития |
Социальные факторы |
Изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы |
Международные факторы |
Политика правительств стран, включающая защиту и либерализацию национального рынка, отдельных отраслей, изменений валютного курса |
Стратегией управления считают долговременное и качественно определенное направление развития предприятия в соответствии с оставленной перед ним целью. Стратегия определяет способы достижения долговременных целей в условиях постоянно меняющейся внешней среды.
Стратегия управления проявляется в целях и принципах практической деятельности, в требованиях к объекту менеджмента, в методах принятия управленческих решений. Она обеспечивает осуществление миссии предприятия и ее достижение.
Все многообразие стратегий, которые используют фирмы, представляет собой различные модификации нескольких базовых стратегий (рис. 10.1). Каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии среды. При этом существуют факторы, влияющие на выбор стратегии:
ü вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация;
ü состояние внешнего окружения, его предсказуемость;
ü цели организации; ценности, которыми руководствуются топ-менеджеры при принятии решений;
ü уровень рисков;
ü внутренняя структура организации;
ü опыт реализации прошлых стратегий;
ü фактор времени.
Изучение, анализ и обобщение наиболее используемых стратегий управления позволяют выделить такике элементы, как: продукт (услуга), технология производства, рынок, отрасль, положение предприятия внутри отрасли.
Изменения в состоянии одного или нескольких указанных элементов позволяют работать в рамках:
Рис. 10.1
ü стратегии концентрированного роста, учитывающей прежде всего жизненный цикл продукта (услуги) и не затрагивающей остальные элементы. Здесь выделяют:
• стратегию усиления позиции на рынке – предприятие разрабатывает мероприятия по улучшению своего положения на существующем рынке, улучшая производимый товар или начиная производство нового товара, входящего в ту же отрасль;
• стратегию развития рынка – для производства товара осуществляется переход на новые рынки;
• стратегию развития товара – предприятие предполагает переход на производство нового товара и его реализацию на старом, уже хорошо освоенном рынке;
ü стратегии интегрированного роста, в которых учитывается изменение положения предприятия внутри отрасли. При этом выделяют:
• стратегию обратной интеграции – развитие предприятия осуществляется путем создания дочерних структур, обеспечивающих снабжение, или путем усиления контроля над поставщиками;
• стратегию вертикальной интеграции – между предприятием-производителем и предприятиями – его потребителями образуются подконтрольные промежуточные структуры для реализации товара;
ü стратегии диверсифицированного роста – основаны на поиске возможностей организации производства новой продукции. Здесь выделяют:
• стратегию центрированной диверсификации – поиск и использование возможностей производства новых товаров по применяемой технологии, на освоенном рынке;
• стратегию горизонтальной диверсификации – использование возможности роста предприятия за счет товара, изготовленного по отличной от прежней технологии, но реализуемого на существующих рынках;
• стратегию конгломеративной диверсификации – использование для развития предприятия производства новой продукции по новой технологии и ее реализация на новых рынках.
Воплощают стратегию тактикой управления – совокупностью управленческих решений, определяющих оптимальные пути достижения стратегических целей в конкретных условиях функционирования предприятия.
Различают следующие разновидности тактик: выжидание, осмотрительность, осторожность, скачок, маневрирование, решительность, последовательность и т.д.
Разрабатывает стратегию высший уровень руководства предприятием, а ее реализацией заняты все уровни управления.