Экспортная субсидия
Второй вариант внешнеторговой политики касается стимулирования экспорта. Для того чтобы национальные производители смогли наращивать выпуск и поставки за рубеж, они должны обладать существенными конкурентными преимуществами. Одним из таких конкурентных преимуществ являются низкие издержки. Государство может оказать поддержку национальным производителям-экспортерам, предоставляя компаниям экспортные субсидии. Экспортные субсидии могут принимать форму прямых денежных вложений государства в национальную компанию-экспортера, предоставления таким фирмам отсрочки платежей по экспортным поставкам (например, налоговые кредиты), оплаты части расходов, связанных с экспортом.
На рис. 15.17 представлено воздействие экспортной субсидии на национальную экономику страны-экспортера.
Предположим, внутренние спрос и предложение представлены свободным рынком, без вмешательства государства. Линии й н Б характеризуют внутренний спрос и внутреннее предложение какого-либо товара. Пусть мировая цена Рт установилась на уровне, превышающем внутреннюю равновесную цену. В условиях свободного рынка национальные производители предпочтут часть своего выпуска продавать не на внутреннем, а на мировом рынке. Экспорт до субсидии составит величину ^ = 0_3 - 0_2.
Рис. 15.17. Воздействие экспортной субсидии на национальную экономику страны-экспортера
Пусть теперь государство решает субсидировать национальных экспортеров, предоставляя компаниям субсидию в размере я на каждую единицу экспорта. Теперь часть экспорта оплачивает само государство. Поэтому реальная цена для экспортера возрастет до величины Р№ + 5. Но так как продаваемый товар один и тот же, идет ли речь о мировом или внутреннем рынке, итоговая цена и на внутреннем рынке окажется равной новому уровню.
Экспорт после введения субсидииХ2 = 04-0.1.
Изменение общественного благосостояния под действием экспортной субсидии будет состоять из следующих компонентов.
Площадь треугольника А — это чистые потери в связи с сокращением внутреннего потребления под действием более высокой реальной цены, так как МВ > МС = Р™, предельная ценность товара для внутреннего потребителя будет теперь выше его предельных издержек выпуска, которые равны мировой цене.
Площадь треугольника В составляет чистые потери экономики из-за поддержки неэффективного внутреннего производства, так как МВ™ = < МС, предельная ценность экспортируемого товара для международных потребителей (равная исходной мировой цене) окажется ниже предельных издержек его производства в данной стране.
В целом, величина А + В характеризует чистые потери благосостояния от субсидии. Таким образом, экспортная субсидия приводит к ухудшению благосостояния национальной экономики, хотя от нее выигрывают компании-экспортеры.
Инструменты внешнеторговой политики
• Таможенные пошлины.
• Экспортные субсидии.
• Импортные квоты.
• Добровольные ограничения импорта.
• Законодательные нормы:
— санитарный контроль;
— выбросы вредных веществ;
— ОГЛАВЛЕНИЕ ядовитых веществ в краске, игрушках и т.д.
• Национальные государственные закупки.
• Бюрократические барьеры.
• Дополнительные условия прямых инвестиций.
Импортные квоты
Ограничения импорта можно достичь не только с помощью таможенных пошлин, но и путем
введения квот на объемы продаж фирм-импортеров. Ценовые методы, к которым относится импортная пошлина, не всегда могут эффективно ограничить импортные продажи, поскольку хотя под действием пошлины цена зарубежных товаров на внутреннем рынке возрастает, в стране может найтись достаточное число платежеспособных потребителей, желающих приобрести импортируемый товар, а не его отечественный заменитель. Квоты на объемы зарубежных поставок в этом плане действуют более эффективно. Если государство решает, что в год стране требуется не более, скажем, 100 тыс. ед. импортируемой продукции, то какова бы ни была цена, зарубежные фирмы не смогут продать больший объем, чем это определено квотами. У квот тоже есть недостаток: квоты в отличие от пошлин не приносят дохода в государственный бюджет.