Экономия за счет масштаба
Помимо эффекта синергизма объединение компаний может привести к получению экономии за счет масштаба (сокращения постоянных затрат в производстве). Основная идея экономии за счет масштаба состоит в том, чтобы выполнить больший объем работы без увеличения мощностей и численности работников. Однако экономия за счет масштаба ограничена. Поясним это графиком (рис. 7.1).
Доход при увеличении объема используемых в производстве ресурсов (масштабов производства) изменяется по некоторой 5-образной кривой ОКЬМ. Максимальная эффективность производства (Этах) достигается в точке I (в этой точке прямая ОБ касается 5-образной кривой):
Прямая ОА, проведенная из начала координат под углом 45°, пересечет 5-образную кривую в двух точках: К и М, в которых затраты равны достигаемому эффекту. Точки К и М являются точками безубыточности. Если масштаб производства меньше Зк или больше Зм, то производство
Рис. 7.1. Влияние масштаба (объема используемых ресурсов) на эффективность производства
убыточно. В связи с этим слияние и присоединение компаний целесообразно осуществлять с ограничением масштаба производства того или иного конечного продукта оптимальной величиной.
Обычно для определения предельного масштаба производства пользуются линейной зависимостью дохода и затрат от объема выпуска продукции. Однако такой метод позволяет определить (с некоторой ошибкой) лишь первую точку безубыточности и кромку безубыточности (насколько больше реализуется продукции, чем в точке безубыточности) и не позволяет определить оптимальный масштаб производства и вторую точку безубыточности.
На практике построение 5-образных кривых (доход, ресурсы) можно осуществлять статистическими методами.
Повышение качества управления
Если предприятие имеет потенциал управления, т. е. повышение качества управления им может принести значительное увеличение прибыли, то это обстоятельство является достаточно весомым аргументом для приобретения такого предприятия поглощающей компанией.
Информационный эффект
Факт слияния/поглощения, как правило, создает информационный эффект. В ходе реорганизации компаний стоимость может увеличиваться в результате появления новой информации, обращающейся на фондовом рынке. Если, например, акции поглощаемой компании недооценивались, то объявление о слиянии может вызвать позитивный сдвиг, т. е. рост стоимости акций компании. Факт слияния/поглощения убедительнее свидетельствует о недооценке инвесторами потенциальной доходности компании, чем многие другие аргументы.
Объявление о дивестировании может послужить сигналом об изменении инвестиционной политики или эффективности работы компании, что, в свою очередь, может оказать позитивное воздействие на стоимость акций. С другой стороны, такое объявление может быть воспринято как продажа наиболее ликвидного филиала с целью поправить дела компании, в этом случае сигнал будет негативным.
Переход выгоды. Слияние, уменьшающее рисковость денежных потоков, может привести к переходу капитала от акционеров (участников) к кредиторам, так как рыночная стоимость обязательств компании при этом возрастает. Напротив, поглощение, увеличивающее относительную рисковость, например ликвидация инвестиций или привлечение заемных средств, может привести к обратному перемещению выгоды - от кредиторов к владельцам собственного капитала, поскольку рыночная стоимость обязательств снижается.
Влияние налогообложения
Мотивом многих слияний зарубежных компаний является налогообложение. В частности, в случае пролонгации налоговых платежей у компании, имеющей значительный объем накопленной задолженности по налоговым выплатам, сомнительны перспективы получить в будущем достаточную для использования этой отсрочки прибыль. При слиянии такой компании с более прибыльной для первой появляется шанс использовать отсрочку более эффективно. Однако существуют условия, ограничивающие использование отсрочки определенным процентом рыночной стоимости поглощаемой компании.