Экономическое обеспечение логистики. Система показателей оценки эффективности логистики
Все субъекты хозяйственной деятельности во взаимосвязи составляют единое экономическое пространство, где на каждом предприятии производственные факторы взаимодействуют друг с другом и обеспечивают выпуск товаров и услуг. При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченных ресурсов, в чем собственно и заключается экономическая постановка вопроса. В соответствии с экономическими законами оно может действовать так, чтобы:
- максимизировать свои результаты (т.е. при заданном объеме производственных ресурсов, стремиться к наибольшему выпуску продукции);
- минимизировать расход производственных ресурсов при определенном объеме выпуска продукции;
- оптимизировать результаты (т.е. затраты и результаты должны находиться в определенном оптимальном сочетании).
Находясь в составе экономической системы более высокого порядка, предприятия, производящие продукцию, не могут обойтись без взаимодействия с другими организациями, составляющими инфраструктуру рынка. Экономические и организационные связи предприятий-производителей товаров и услуг дают возможность осуществить обменные процессы и довести изготовленную продукцию до потребителя. В этой сфере весь ход экономического развития востребовал логистику, способную обеспечить высокое качество поставок, специализируясь на обменных потоках ресурсов и готовой продукции.
Собственно экономическая специфика логистики как функционального менеджмента, а позже и самостоятельного вида предпринимательской деятельности оказалась заложенной в рыночные отношения еще маркетинговой предпринимательской парадигмой, связанной с изменением главного принципа организации рынка. Имеется в виду переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший к жизни вытягивающий принцип организации товародвижения.
Приоритетными направлениями в решении экономических проблем логистики в настоящее время становится высокий уровень возможности приспособления хозяйствующих субъектов к интересам потребителей и конъюнктуре рынка, в чем логистика и является главным инструментом.
Условием эффективности стратегии и тактики логистики становится организация гармоничного производства и сбыта, интеграция логистической деятельности в основных сферах воспроизводства (производстве, снабжении, распределении) с целью оптимизации ресурсов при организации бизнеса и реализации корпоративной стратегии.
Отличительной чертой экономики логистики служит не только ее ориентация на фирму как основное звено экономики, но и способность стать средством организации ресурсосберегающего алгоритма предпринимательской деятельности.
По мнению Н. К. Моисеевой, факторы, предопределяющие специфику экономического обеспечения логистики, заключаются в следующем [59]:
- логистика - составляющая обменных процессов, она необходима и экономически оправдана в высокоразвитой рыночной экономике, где товарность достигла своего наивысшего уровня;
- предметом экономических основ логистики служат экономические отношения, возникающие в экономическом пространстве логистики, предусматривающие взаимодействие в соответствии со структурой экономики и пространственной организацией хозяйственных единиц;
- междисциплинарный характер экономики логистики предполагает взаимосвязанное рассмотрение как общих положений экономической теории, так и ее специальных приложений, а также и объединенный анализ положений макро-, микро- и региональной экономики;
- экономические особенности логистических систем требуют не только учета частных экономических эффектов их элементов, но и рассмотрение синергетического эффекта их взаимодействия (от локальных оценок хозяйственных систем к интегрированным показателям);
- экономические механизмы приспособления логистических систем к условиям острой конкуренции наряду с минимизацией издержек ориентированы на оптимальное сочетание затрат основного и оборотного капитала в рамках рыночной стратегии и обеспечиваемой ею прибыли;
- экономические основы логистики базируются па учете разнохарактерных факторов регулирования затрат по всей цепочке ценностей - от закупок до реализации исходя их динамики спроса; динамический аспект экономических процессов является преобладающим в логистике;
- основу экономического пространства логистики, охватывающего разные формы организации хозяйств и типы пространственных структур, составляет экономическое расстояние, определяемое транспортными и трансакционными издержками, а не только складскими издержками, затратами на создание и дислокацию запасов и т.д.;
- качество экономического логистического пространства определяется плотностью и связанностью (интенсивностью экономических связей между частями этого пространства и условиями мобильности товаров, услуг, капитала);
- экономические характеристики логистических систем зависят от экономических инноваций в ее элементах и их взаимосвязей в соответствии с теорией диффузии и регионального жизненного цикла, а также теории полюсов роста и осей развития;
- экономика логистики как составляющая сервисной экономики учитывает издержки рыночных трансакций и тем самым приобретает черты коммуникационной экономики;
- каждый раздел экономики логистики имеет специфику, определяемую природой логистических систем (пространственным и коммуникационным компонентами), синергетическим эффектом (как результатом интеграции), глобализацией и воздействием развития информационных технологий.
Совокупность вышеуказанных факторов формирует необходимость оптимизировать не отдельные составляющие, а общие затраты в логистических системах, которые включают сумму операционных логистических издержек (затраты на транспортировку, складирование, грузопереработку и т.п.), трансакционные и другие управленческие расходы, затраты на страхование логистических рисков и потенциальных ущербов (потенциальная упущенная прибыль) от неадекватных логистических решений, затрат на иммобилизацию средств в запасах.
Логистика как наука и как сфера профессиональной деятельности в силу своей конкретной направленности не может не иметь четких критериальных измерений, которые находят отражение в определенных показателях. Безусловно, принимая во внимание многообразие технологий в логистике, можно привести чрезвычайно большое количество показателей, так или иначе имеющих отношение к логистике. Задача оптимизации числа и содержания логистических показателей традиционна: для полноты информации требуется возможная максимизация показателей, а для удобства работы с ними - их минимизация.
В качестве основных логистических показателей чаще всего называют следующие:
- частота оборачиваемости всех запасов, определяемая как отношение товарооборота к объему складских запасов;
- общие затраты на материально-техническое обеспечение, приходящиеся на единицу товарооборота;
- степень готовности поставщика (в процентах), рассчитываемая как частное от деления объема удовлетворенных потребностей в указанный срок на общий объем потребностей;
- затраты па логистику (в процентах от общих расходов);
- период оборота материальных ресурсов для отдельных складов(сутки);
- расходы на отправленную единицу продукции;
- расходы на тонно-километр перевозимых грузов;
- загрузка склада и парка транспортных средств;
- степень риска, связанная с ОГЛАВЛЕНИЕм запасов.
Укажем также показатели поставок, ритмичности и работы склада, дополняющие вышеперечисленные в части оценки отдельных сторон логистического процесса.
Показатели поставок (producer goods delivery indices) характеризуют объем, структуру, ритмичность поставок. Выполнение обязательств по физическому объему поставок рассчитывают путем сопоставления объема фактически поставленной в счет договорных обязательств продукции с ее объемом, предусмотренным в договорах поставки. Выполнение обязательств по ассортименту поставленной продукции определяют путем сопоставления фактического объема поставленной продукции и предусмотренного в договорах ассортимента.
Показатели ритмичности (variability indices) - показатели, характеризующие отношение суммы фактически произведенной продукции в пределах планового задания за каждый отрезок времени изучаемого периода к общему объему задания на период в целом.
Показатели работы склада (warehousing indices) - технико-экономические показатели, используемые для комплексного анализа различных направлений работы складов (подробнее см. параграф 5.2). Система этих показателей может быть представлена тремя укрупненными группами:
1) показатели интенсивности работы складов (грузооборот, удельный грузооборот, коэффициент неравномерности загрузки, суммарная работа склада, интенсивность прохождения грузов);
2) показатели эффективности использования складских площадей (вместимость, полезная площадь, коэффициент использования, грузонапряженность склада);
3) показатели уровня сохранности грузов и финансовые показатели (число случаев не сохранности грузов, расходы складов, себестоимость храпения, доходы, производительность труда работников склада).
Эффективность применения логистики оценивается не столько ее конкретными показателями и тенденцией их изменения, сколько ее влиянием на изменение экономических и финансовых результатов деятельности фирмы: увеличение размера прибыли, повышение производительности труда и т.д.
Если же необходимо оценить саму технологию логистики, качество логистики как системы физического распределения, то об этом целесообразнее судить по следующим показателям:
- скорость доставки;
- надежность сроков поставки;
- способность системы к немедленному удовлетворению спроса.
Как дорогостоящая функция логистика оказывает существенное влияние на общие финансовые показатели организации, в первую очередь на ее активы (return on assets, или ROA).
Доходность на активы определяется как прибыль, полученная организацией до выплаты налога, деленная на стоимость используемых активов.
Полученный показатель свидетельствует, насколько хорошо используются имеющиеся ресурсы, и в целом, чем выше показатель ROA, тем лучше результаты деятельности организации. Активы обычно подразделяются на оборотные средства (наличные деньги, счета к получению, запасы и т.д.) и долговременные (собственность, здания, оборудование и т.д.). Совершенствование материального потока приводит к сокращению запасов. Это непосредственно снижает оборотные активы, хотя можно утверждать, что это также снижает долгосрочные активы и повышает прибыль. В обобщенном виде эта ситуация представлена на рис. 10.1.
Рис. 10.1. Влияние логистики на доходность активов фирмы (return on assets)
Оборотные средства. Более эффективная логистика сокращает оборотные активы снижением уровней запасов. Снижение инвестиций в запасы также может высвободить наличные денежные средства, которые в этом случае могут быть использованы более производительно, и снизить потребность в заимствованиях.
Долгосрочные активы. К долгосрочным активам относятся собственность, здания и оборудование. Логистика широко использует эти ресурсы (склады, парки подвижного состава, оборудование для грузопереработки материалов, а также другие сооружения, необходимые для перемещения материалов через цепь поставок), которые составляют значительную долю долгосрочных активов.
Продажи. Выпуская более привлекательный продукт или обеспечивая его наличие и более удобное получение, логистика может повысить объем продаж и обеспечить более высокую рыночную долю.
Маржа прибыли. Более эффективная логистика обеспечивает более низкие операционные издержки, что, в свою очередь, приводит к более высокой марже прибыли.
Цена. Логистика может повысить воспринимаемую ценность продуктов: возможно, обеспечивая их более удобное получение, ускоряя доставку заказа или сокращая время его выполнения. Более привлекательные виды продукции позволяют устанавливать на нее наценку.
Как видно, первые два пункта работают на снижение необходимых активов, а три последних - на увеличение прибыли. Все это в совокупности приводит к увеличению показателя и соответственно влияет на другие параметры деятельности, такие как цена акций, доходность на инвестиции, заимствования и т.д.
Для логистики характерна сложная комбинация высокой значимости и больших затрат. Она влияет на степень удовлетворения потребителей, воспринимаемую ценность продукта, операционные издержки, прибыль, а также на все остальные показатели, свидетельствующие о деятельности организации. Таким образом, обобщая значимость логистики, можно утверждать, что она:
- важна, поскольку все организации, даже те, которые предлагают нематериальные услуги, в значительной степени зависят от перемещения материалов;
- требует больших затрат, причем расходы на нес часто составляют большую долю общего оборота;
- непосредственно влияет на прибыль и на другие показатели организационной деятельности;
- имеет стратегическую значимость, поскольку решения по логистике оказывают долгосрочное влияние на основные характеристики;
- выступает в качестве связующего звена с поставщиками, развивая с ними взаимовыгодные и долгосрочные взаимоотношения;
- связывает заказчиков с потребителями, внося свой вклад в степень удовлетворения потребителей и в повышение получаемой ими ценности;
- оказывает значительное влияние на время выполнения заказов, надежность и другие параметры обслуживания потребителей;
- определяет оптимальные размеры элементов инфраструктуры и места их размещения;
- участвует в формировании корпоративного облика компании при широком размещении рекламы, том числе на транспортных средствах;
- может сопровождаться риском, поскольку связана с вопросами обеспечения безопасности, сохранения здоровья и экологии;
- запрещает выполнение некоторых операций, таких как перемещение негабаритных грузов или опасных товаров;
- может стимулировать развитие бизнеса других организаций - поставщиков или посредников, предлагающих специализированные услуги.
Каждая организация создает продукты для удовлетворения спроса потребителей. Для операций, в ходе которых эти продукты изготовляются, требуется эффективный и производительный материальный поток. В данном случае под материалами понимаются все товары и услуги, необходимые для создания указанных продуктов.