Дополнение: различные версии функции потребления и функции инвестиций

В предыдущих параграфах мы проанализировали стандартную (традиционную) версию поведенческих функций всех экономических агентов, действующих в современной экономике. Однако реальное поведение домохозяйств и фирм оказывается намного сложнее базовой теории. Рассмотрим некоторые альтернативные модели, характеризующие другие ключевые факторы совокупного спроса.

Гипотеза постоянного дохода Фридмана

Традиционная модель совокупного спроса предполагает, что спрос прямо пропорционален текущему доходу, так что: доход растет — спрос , растет; доход падает — спрос падает. Однако социологические и психологические исследования показывают, что люди не любят резких изменений в своих доходах. Люди склонны к постоянству. Они ориентируются на постоянный доход С = /(УреГтапет)-

Что же такое постоянный доход?

Пусть потребитель делает предположения относительно двух периодов времени: сегодня и завтра. В модели двухпериодного межвременного выбора уравняем дисконтированные текущие доходы за два периода с дисконтированным постоянным доходом:

где У — постоянный доход; У1иУ2 — текущий доход в первом и втором периодах; г — реальная ставка процента.

Выражение справа характеризует изменчивый межвременной доход. Выражение слева показывает предпочтение потребителя в виде межвременного постоянного дохода такой же совокупной величины.

В предыдущих параграфах мы сталкивались со ставкой процента;'. Здесь появляется новое обозначение г.

Те ставки процента, которые мы видим, когда обращаемся в банк за кредитом либо когда открываем депозитный счет, а также все те ставки, которые публикует ЦБ страны, носят название номинальной ставки, поскольку они характеризуют номинальную сумму денег, которую владелец счета может получить, а заемщик должен отдать по истечении определенного периода времени.

Но владельца денег интересует не только номинальная сумма, но и реальная покупательная способность получаемых или отдаваемых купюр. Реальная покупательная способность процентного дохода и называется реальной ставкой процента.

Соотношение между номинальной и реальной ставками процента выражается формулой Фишера2

где л — темп инфляции.

На основе данной формулы мы можем получить значение постоянного дохода:

Таким образом, постоянный доход представляет собой дисконтированную сумму текущих и ожидаемых доходов потребителя за весь период его жизнедеятельности.

В этом случае сбережения потребителя будут равны разнице между реальным текущим и постоянным доходами:

Раз домохозяйства ориентируются на постоянный доход и стремятся сгладить возможные текущие колебания дохода, то функция спроса домохозяйств также изменится. Мы можем рассмотреть новую версию функции спроса — функцию спроса Фридмана.

Функция спроса Фридмана

Функция спроса Фридмана показывает зависимость текущего потребления не только от текущего дохода, но и от предыдущих его значений:

где рУ(^ = С£_3 - С°п; X — значимость каждого периода времени для потребителя. Или

где Сг =/(У,) — краткосрочная функция потребления, а С( =/(См) — долгосрочная функция потребления

Данная функция объясняет сосуществование краткосрочной MPC < 1 и примерно постоянной АРС в послевоенные годы в США. Как такое возможно — иллюстрирует следующий рисунок и комментарии к нему.

На рис. 3.10 представлено соотношение между краткосрочной и долгосрочной функциями спроса.

Пусть в данной стране возможны три варианта дохода: У,; У2; У3. Если потребители рассматривают изменение дохода как временное явление, то они не будут включать эту величину в расчеты постоянного дохода. Тогда динамика потребительских расходов будет соответствовать движению вдоль первоначальной краткосрочной функции потребления. Например, в случае первоначального дохода У5 это будет линия CSRV при первоначальном доходе У2 — линия CSR2 и при первоначальном доходе У3 — линия CSR3. Если же потребите-

Рис. 3.10. Соотношение между краткосрочной и долгосрочной функциями спроса

ли имеют основание думать, что рост или падение дохода — явление не случайное и долговременное, они скорректируют свои долгосрочные планы, включив новый уровень дохода в формулу постоянного дохода. Здесь произойдет формирование долгосрочной функции спроса С1й.

Таким образом, функция спроса зависит дополнительно от двух факторов — ставки процента (через величину постоянного дохода) и периода времени.