Доходы бюджета
Основным источником формирования централизованных фондов государства служит национальный доход (вновь созданная стоимость валового национального продукта (ВНП) за вычетом стоимости потребленных в процессе производства ресурсов). Когда валового дохода не хватает для покрытия расходов, государство привлекает национальное богатство и займы. Также государство может использовать для покрытия расходов денежную эмиссию, однако рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения приводит к росту инфляции.
К доходам бюджета относятся поступления, увеличивающие чистую стоимость государственных активов, в отличие от, например, сальдо поступлений источников финансирования дефицитов, которые не изменяют чистой стоимости активов, а лишь меняют их структуру.
Классификация доходов бюджета
В статистике государственных финансов выделяются следующие группы доходов: налоги, отчисления в социальные фонды, гранты и другие доходы.
Полный код классификации доходов бюджетов Российской Федерации (табл. 6.4) включает код главного администратора доходов бюджета, коды вида и подвида доходов, код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
Вид доходов содержит группу и подгруппу доходов, статью, подстатью и элемент доходов.
В Российской Федерации выделяют следующие группы доходов:
1) налоговые и неналоговые доходы;
2) безвозмездные поступления;
3) доходы от приносящей доход деятельности. Структура доходов бюджетов Российской Федерации в разрезе групп и статей доходов представлена в табл. 6.5.
Анализ структуры доходов бюджетов (см. табл. 6.5) показывает, что основным источником доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ служат налоговые и неналоговые доходы (76,2% доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ), в то время как доходы государственных внебюджетных фондов формируются преимущественно за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, страховые взносы на обязательное социальное страхова-
Таблица 6.4. Структура кода классификации доходов бюджета в РФ
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
Главный администратор доходов бюджета |
Вид доходов |
Подвид доходов |
Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов |
||||
группа |
подгруппа |
статья |
подстатья |
элемент |
|||
1 2 3 |
1 |
5 6 |
7 8 |
9 10 11 |
12 13 |
14 1.1 16 17 |
18 19 20 |
Таблица 6.5. Структура доходов бюджетов Российской Федерации, 2010 г., %
Показатель |
Консолидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов |
Федеральный бюджет |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов |
Всего, млрд руб. = 100% |
16 032 |
8305 |
5176 |
6537 |
575 |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
99,0 |
100,0 |
46,3 |
76,2 |
34,5 |
Налог на прибыль организаций |
11,1 |
3,1 |
0 |
23,2 |
0 |
Налог на доходы физических лиц |
11,2 |
0 |
0 |
27,4 |
0 |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование |
15,5 |
0 |
44,7 |
0 |
28,6 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
8,3 |
16,0 |
0 |
0 |
0 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ |
2.8 |
1,4 |
0 |
5,0 |
0 |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ |
7,3 |
14,1 |
0 |
0 |
0 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ |
0,2 |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
Налоги на совокупный доход |
1,3 |
0 |
0,4 |
2,7 |
1,8 |
Налоги на имущество |
3,9 |
0 |
0 |
9,6 |
0 |
Налог на имущество физических лиц |
04 |
0 |
0 |
0,2 |
0 |
Налог па имущество организаций |
2,6 |
0 |
0 |
6,5 |
0 |
Транспортный налог |
0,5 |
0 |
0 |
1,2 |
0 |
Земельный налог |
0,7 |
0 |
0 |
0 |
|
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
9,0 |
17,0 |
0 |
0,5 |
0 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
8,8 |
16,6 |
0 |
0,5 |
0 |
Государственная пошлина |
0,6 |
0,8 |
0 |
0,6 |
0 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
20,1 |
38,9 |
0 |
0 |
0 |
Таможенные пошлины |
17,8 34,4 |
0 |
0 |
0 |
|
Таможенные сборы |
0,2 |
0,3 |
0 |
0 |
0 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
4,2 |
5,2 |
0.6 |
0 |
|
Платежи при пользовании природными ресурсами |
0,5 |
0,6 |
0 |
0,4 |
0 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
1,3 |
1,5 |
0 |
1,2 |
0 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
0,7 |
0,1 |
0 |
1,5 |
0 |
Административные платежи и сборы |
0 |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
0,7 |
0 |
53,7 |
23,1 |
65,5 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ |
X |
0 |
53,7 |
21,4 |
65,5 |
Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
X |
0 |
0 |
8,0 |
о |
Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) |
Х |
0 |
0 |
6,3 |
0 |
Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
X |
0 |
0 |
5,8 |
0 |
Иные межбюджетные трансферты |
Х 0 |
0 |
1,1 |
0 |
|
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам государственных внебюджетных фондов |
X |
0 |
53,7 |
0 |
56,4 |
Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы |
X |
0 |
0 |
0,1% |
9,2 |
ДОХОДЫ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
0,3 |
0 |
0 |
0,7% |
0 |
ние составляют 44,7% доходов государственных внебюджетных фондов и 28,6% территориальных государственных внебюджетных фондов. Среди источников доходов федерального бюджета наибольшую роль играют доходы от внешнеэкономической деятельности (38,8% доходов федерального бюджета), в частности таможенные пошлины (34,4% доходов), а для консолидированных бюджетов субъектов РФ — налоги на прибыль организаций (23,2% доходов) и доходы физических лиц (27,4%)'.
Код элемента доходов в Российской Федерации присваивается согласно закреплению полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Код элемента доходов характеризует:
1) федеральный бюджет;
2) бюджеты субъектов;
3) бюджеты муниципальных районов;
4) бюджеты городских округов;
5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) бюджеты городских и сельских поселений;
7) бюджет ПФР;
8) бюджет ФСС;
9) бюджет ФФОМС;
10) бюджеты ТФОМС.
В состав подвида доходов входят следующие категории:
• сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
• пени и проценты по соответствующему платежу;
• суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ.
Статьи операций сектора государственного управления частично повторяют наименования видов доходов (табл. 6.6). Данная классификация используется для международных сопоставлений.
Таблица 6.6. Структура доходов бюджетов Российской Федерации в разрезе классификации операций сектора государственного управления (доходы), %, на 01.04.2011
Показатель |
Код по КОСГУ |
Консолидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов |
Федеральный бюджет |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов |
Всего, млрд руб. = 100% |
4392,5 |
2392,8 |
1375,7 |
1640,1 |
168,8 |
|
Доходы |
100 |
99.5 |
99,9 |
100 |
98,7 |
100 |
Налоговые доходы |
1 10 |
56,4 |
54,5 |
0,4 |
71,1 |
1,7 |
Доходы от собственности |
120 |
4,1 |
3,7 |
1,6 |
4,3 |
0 |
Доходы от оказания платных услуг |
130 |
1,5 |
1,8 |
0 |
1,2 |
1,7 |
Суммы принудительного изъятия |
0,4 |
0.5 |
0 |
0,4 |
0.1 |
|
Безвозмездные поступления от бюджетов |
150 |
0,1 |
1,8 |
50,2 |
20,3 |
65,7 |
Взносы на социальные нужды |
160 |
16,6 |
0 |
49,5 |
0 |
28,4 |
Прочие доходы |
180 |
20,3 |
37,6 |
-1,8 |
1,4 |
2,5 |
Выбытие нефинансовых активов |
400 |
0,5 |
0,1 |
0 |
1,3 |
0 |