Договор международной перевозки грузов
Международная перевозка оформляется договором между грузоотправителем и перевозчиком. Анализ структуры и содержания конвенций и соглашений о договорах международной перевозки грузов на различных видах транспорта показывает, что несмотря на технологические, экономические и иные особенности функционирования различных транспортных систем, регулирование процедур заключения, исполнения и расторжения договоров международной перевозки грузов практически идентичны.
В соответствии с договором перевозчик обязан доставить груз в установленное место и время за вознаграждение, а отправитель должен предоставить груз и оплатить транспортные услуги. Так, согласно ст. 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 № 18-ФЗ, перевозка грузов по железной дороге осуществляется в соответствии с заявками, которые предоставляются грузоотправителями не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты.
Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением правил транспортного законодательства (п. 2 ст. 791 ГК РФ). Как правило, обязанности по погрузке возлагаются на отправителя, обязанности по выгрузке несет получатель. Транспортные организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа.
Основной обязанностью перевозчика является доставка груза. Важнейшей обязанностью грузоотправителя является внесение провозной платы (фрахта на морском транспорте) и иных платежей. Ее размер устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено транспортным законодательством (ст. 790 ГК РФ). Исключение сделано в отношении транспорта общего пользования, где провозная плата имеет форму твердого тарифа, утверждаемого в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Провозная плата обычно должна быть внесена грузоотправителем при заключении договора перевозки. Допускается также перевод платежной обязанности на получателя (например, ст. 163 КТМ РФ).
Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства (п. 4 ст. 790 ГК РФ).
Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. После принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки бесплатно.
В качестве отправителя может выступать любое лицо, имеющее право распоряжаться грузом, например, продавец или покупатель товара, адресующий груз по необходимому адресу, посредник, оформляющий перевозку по поручению собственника товара.
Договор перевозки заключается в письменной форме и подтверждается транспортным документом, выданным перевозчиком отправителю. На железнодорожном, автомобильном и речном транспорте основным перевозочным документом является накладная. На морском транспорте такими документами могут быть коносамент, чартер и, очень редко, накладная. При воздушной перевозке используют накладную и чартер. Для смешанных перевозок формы перевозочных документов нормативно не установлены, однако чаще всего оформляется так называемый сквозной коносамент, покрывающий весь маршрут транспортировки груза.
Любой транспортный документ является подтверждением заключения договора перевозки и одновременно распиской перевозчика в приемке груза. По ним невозможно выдать груз лицу, не указанному в документе. Коносаменты, кроме того, выступают как товарораспорядительные документы. Они содержат указание лица, по приказу которого перевозчик должен выдать груз в пункте назначения.
Грузополучатель может передать права получения груза любому другому лицу по индоссаменту (передаточной надписи).
Следует подчеркнуть, что отсутствие, неправильность или утрата транспортного документа не влияют ни на существование, ни на действительность договора перевозки.
На железнодорожном транспорте договор перевозки является реальным, так как он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику. Но на морском транспорте договор фрахтования является консенсуальным, так как для его заключения достаточно лишь соглашения сторон. Другая разновидность договора морской перевозки – договор, оформляемый коносаментом, может быть как реальным, так и консенсуальным, также как и договор автомобильной перевозки груза.
Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает исполнение договора перевозки. При этом получатель должен быть уведомлен о прибытии груза в порядке и в сроки, которые установлены на соответствующем виде транспорта. Лишь при автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о прибытии груза.
Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается понятием раскредитования документов или выкупа груза и удостоверяется соответствующим образом на накладной или коносаменте.
Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, которая может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины. По истечении установленных сроков хранения груз как невостребованный подлежит реализации в установленном порядке. Реализации подлежат и грузы, прибывшие без сопроводительных документов.
Неисполнение сторонами договора обязательств влечет за собой ответственность. Ответственность в договорах по перевозке грузов имеет определенную специфику, отличающую ее от обычной ответственности за нарушение обязательств.
Прежде всего это относится к случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме того, такая ответственность носит императивный, обязательный для всех сторон договора перевозки характер.
Ответственность строится на презумпции вины перевозчика за несохранность груза или нарушение срока доставки. Несохранность груза может проявляться в его утрате, недостаче и повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность выдать груз получателю в течение установленных сроков (30 дней по истечении срока доставки или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означает наличие разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного получателю по одной накладной (коносаменту). Порча груза – несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах.
Перевозчик должен доказать отсутствие его вины в причинах и обстоятельствах, вызвавших несохранную перевозку. Международные конвенции и соглашения признают недействительными любые положения договора, которые переносят бремя доказывания с транспортной организации на другую сторону.
Перевозчик будет освобожден от ответственности, если докажет, что несохранность груза или нарушение срока доставки произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Свидетельства о форс-мажоре выдаются национальными торгово-промышленными палатами. Дорожно-транспортные происшествия и кража грузов из транспортного средства не признаются обстоятельствами непреодолимой силы.
Перевозчик может быть освобожден от ответственности в случае, если повреждение, порча или частичная утрата груза произошли вследствие действий или упущений отправителя или получателя груза, вследствие особых естественных свойств груза, или вызваны недостатками тары, не заметными для наружного осмотра.
Однако в некоторых обстоятельствах бремя доказывания вины перевозчика лежит на предъявителе иска. В частности, если груз перевозился в сопровождении отправителя или получателя, имела место естественная убыль груза, отправителем сдан запрещенный к перевозке груз под другим наименованием, ущерб грузу был причинен при транспортировке на открытом подвижном составе или груз прибыл в исправном транспортном средстве или контейнере за исправными пломбами отправителя, экспедитора или таможни.
Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является и то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок, например, ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК РФ).
Пункт 2 ст. 794 ГК РФ устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых перевозчик или отправитель освобождаются от ответственности за неподачу транспортных средств и их неиспользование (непредъявление груза к перевозке). К их числу относятся:
а) непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и военные действия;
б) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом;
в) иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами (прекращение производства на срок не менее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и другие специфические для отдельных видов транспорта случаи).