Виды неналоговых доходов бюджета
Разнообразие и неоднородность неналоговых доходов затрудняет их классификацию. Одним из критериев, позволяющим разделить все неналоговые доходы на две группы, является обязательность их уплаты. По данному признаку неналоговые доходы подразделяются:
– на добровольные платежи (доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и др.). Поступление неналоговых доходов, являющихся добровольными платежами, во многом зависит от эффективности собственной экономической деятельности органов публичного управления;
– обязательные платежи (штрафы, таможенная пошлина, плата за негативное воздействие на окружающую среду и др.). Мобилизация данного вида платежей напрямую связана с реализацией государственными органами возложенных на них функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Закрепленная в ст. 41 БК РФ классификация неналоговых доходов может быть детализирована.
В соответствии со ст. 42 БК РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:
– доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
– средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в ЦБ РФ и в кредитных организациях;
– средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;
– плата за пользование бюджетными кредитами;
– доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
– часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
– другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
Доходы от использования имущества образуются преимущественно в результате участия органов публичной власти в гражданских правоотношениях. Правовой основой извлечения таких доходов являются нормы гражданского и смежного с ним законодательства.
Особую группу неналоговых доходов образуют доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.
Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации, определяются законодательством РФ о приватизации и бюджетным законодательством.
Значительную долю неналоговых доходов бюджетов составляют доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями.
Такие услуги имеют гражданско-правовую природу, а плата за них – эквивалентный (компенсационный) характер, не присущий налогам и сборам. Плата за услугу, даже если такая плата поступает в бюджет, должна взиматься на эквивалентно-возмездных началах. Согласно бюджетной классификации (ст. 20 БК РФ) доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства объединены в одну группу доходов. К рассматриваемой группе доходов, в частности, относятся:
– предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
– предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и некоторые др.
Правовой статус казенных учреждений устанавливается гражданским и бюджетным законодательством. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным, автономным или казенным учреждением (ст. 120 ГК РФ).
Согласно ст. 6 БК РФ казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 БК РФ).
Неналоговые доходы также образуются в результате применения мер юридической ответственности и иных принудительных денежных изъятий. Исключение составляют суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных гл. 16, 18 части первой НК РФ, относящиеся к налоговым доходам.
Статья 41 БК РФ причисляет к рассматриваемому виду неналоговых доходов средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
В соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ, административный штраф – это денежное взыскание, которое устанавливается в рублях в размерах, предусмотренных данным Кодексом, и подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Уголовное наказание в виде штрафа (ст. 46 УК РФ) исполняется в порядке, предусмотренном ст. 31 УИК РФ. Осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30-ти дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В случае если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству может рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет.
К суммам возмещения вреда можно отнести, в частности, страховое возмещение ущерба, причиненного казенному учреждению в результате возмещения страхового случая.
Статья 46 БК РФ устанавливает порядок, по которым штрафы и иные суммы принудительного изъятия, зачисляются в бюджеты бюджетной системы РФ.
Что касается средств самообложения граждан, БК РФ не раскрывает указанное понятие. Для выяснения его содержания необходимо обратиться к Закону об общих принципах организации местного самоуправления. В ст. 56 данный закон определяет средства самообложения граждан как разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. При этом вопросы введения и использования указанных разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).
Исходя, из законодательного определения данного вида неналоговых доходов можно выделить признаки, его характеризующие:
– субъектами рассматриваемых платежей могут быть только граждане конкретного муниципального образования, что исключает возможность возложения обязанности по уплате таких платежей на юридических лиц, иностранных граждан или лиц без гражданства;
– разовый характер платежей, а также установление их размера твердой сумме;
– равный для всех граждан размер платежей при возможности установления меньшего размера платежей для отдельных категорий граждан;
– целевой характер платежей, определяемый гражданами на референдуме или сходе.
Следует отметить, что ответственность за уклонение от внесения средств самообложения граждан не установлена.
Перечень неналоговых доходов, закрепленный в ст. 41 БК РФ, является открытым, что допускает возможность включения в него новых видов неналоговых доходов. К тому же, приведенный перечень должен быть дополнен неналоговыми доходами федерального бюджета (ст. 51 БК РФ), неналоговыми доходами бюджетов субъектов РФ (ст. 57 БК РФ), неналоговыми доходами местных бюджетов (ст. 62 БК РФ).
Помимо вышеперечисленных, к неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
– часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
– лицензионные сборы;
– таможенные пошлины и таможенные сборы;
– плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;
– плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
– платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
– плата за негативное воздействие на окружающую среду;
– консульские сборы;
– патентные пошлины;
– плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих ОГЛАВЛЕНИЕ односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме;
– сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий;
– прибыль ЦБ РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
– доходы от внешнеэкономической деятельности.
Кроме рассмотренных выше, к неналоговым доходам субъектов РФ относятся:
– часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
– плата за негативное воздействие на окружающую среду;
– плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд;
– декларационный платеж;
– плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ;
– разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов.
К неналоговым доходам местных бюджетов, помимо перечисленных выше, относится часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов также подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду.
В статьях БК РФ, определяющих неналоговые доходы федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов, также закреплены нормативы, но которым те или иные доходы подлежат зачислению в соответствующие бюджеты.