Деятельность основных организаций и учреждений ООН

Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД). Генеральная ассамблея ООН в конце 1964 г. приняла резолюцию, учредившую Конференцию по торговле и развитию (ЮНКТАД) в качестве органа ООП, не являющуюся международной торговой организацией.

ЮНКТАД рассматривает широкий круг вопросов и проблем международной торговли сырьем, готовыми изделиями и полуфабрикатами, транспорта, страхования, кредитования внешней торговли, передачи технологий и др. Решения ЮНКТАД и ее органов облекаются в форму резолюций, заявлений, согласованных выводов и не носят обязательного характера. Подробная характеристика деятельности ЮНКТАД приведена ниже.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). ЮНИДО – это специализированное учреждение ООН, созданное специально для осуществления программ содействия индустриализации развивающихся стран, их промышленному развитию путем мобилизации национальных и международных ресурсов. ЮНИДО была учреждена в 1966 г. Высшим органом является Генеральная конференция, созываемая один раз в два года. Основные руководящие органы ЮНИДО – Совет по промышленному развитию и Комитет по программным и бюджетным вопросам. Штаб-квартира ЮНИДО находится в Вене.

В мировой практике деятельность данной организации подразделяется на оперативную и вспомогательную, что регламентируется специальными резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Оперативная деятельность включает:

• разработку рекомендаций и оказание конкретной помощи странам в подготовке программ индустриализации с учетом политической, экономической, финансовой обстановки, сложившейся в данной стране на современном этапе развития;

• помощь в организации и непосредственном выполнении научно-исследовательских работ по обоснованию промышленных и других крупных объектов;

• создание и поддержка в слаборазвитых странах специальных органов по вопросам развития и управления производством;

• предоставление технической помощи в осуществлении конкретных проектов, рекомендаций но использованию сырьевых ресурсов и т.д.

Вспомогательная деятельность данной организации, в свою очередь, включает сбор, обработку, обобщение, публикацию и распространение полученной информации и т.д.

С начала 1986 г. ЮНИДО приобрела статус специализированного учреждения системы ООН. Преобразования коснулись организационных вопросов административной, финансовой, кадровой самостоятельности, оставив неизменными, по существу, деятельность организации, ее цели, принципы, основные направления осуществления деятельности. В настоящее время ЮНИДО имеет собственный регулярный бюджет, формируемый из обязательных взносов стран-членов и предназначенный главным образом для содержания такого аппарата, как Секретариат.

Финансирование оперативной деятельности, осуществляемой ЮНИДО, происходит в основном из средств Программы развития ООН и Фонда промышленного развития ЮНИДО, складывающегося из добровольных взносов стран – членов организации. ЮНИДО имеет статус специализированной организации, деятельность которой направлена на осуществление помощи развивающимся странам мира.

Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Эта организация является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН, международной программой по предоставлению многосторонней как технической, так и финансовой предынвестиционной помощи. Деятельность этой организации также направлена на поддержание развивающихся стран в важнейших секторах экономики. Программа создана в 1965 г., руководящим органом является Совет управляющих. Ежегодно проводятся две сессии Совета, а в промежутках между ними организацией руководит Секретариат, расположенный в Нью- Йорке. Финансирование деятельности ПРООН происходит за счет добровольных взносов и оказывается только правительствами, через их посредство или по их просьбам. Бюджет организации не является фиксированным, он постоянно варьируется из года в год. Происходит это из-за того, что запланировать объем добровольных взносов практически невозможно.

В настоящее время деятельность ПРООН концентрируется на шести основных направлениях: борьба с нищетой, развитие управленческой деятельности, техническое сотрудничество между развивающимися странами в различных областях деятельности, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и участие женщин в развитии и повышении уровня технологий в целях собственного развития. Имеются примеры реального осуществления проектов под эгидой ПРООН: ирригация, рыболовство, эксплуатация лесных массивов и некоторые другие.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Это важное специализированное учреждение ООН, в задачу которого входит координация работы межправительственных организаций по вопросам сельского хозяйства, а также индивидуальных и коллективных действий в целях улучшения обеспечения населения сельскохозяйственными товарами. ФЛО была создана в 1945 г., высшим органом является Конференция, созываемая раз в два года. Штаб-квартира организации находится в Риме. ФАО оказывает помощь развивающимся странам в области сельского, лесного и рыбного хозяйства. Эта помощь носит как материальный, так и нематериальный характер. В развивающиеся страны поставляется продовольствие, им оказывается техническое содействие в развитии сельхозпроизводства, подготовке специализированных кадров; разрабатываются рекомендации для стран-членов, получающих помощь, и т.д. Под эгидой ФАО в 1996 и 2002 гг. проведены всемирные форумы по продовольственной проблеме.

Отдельным блоком, входящим также в структуру ООН, являются региональные экономические комиссии, координируемые ЭКОСОС и учрежденные в соответствии с резолюциями ЭКОСОС.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Комиссия учреждена в 1947 г. в качестве временного органа ООН с 5-летним сроком полномочий в целях содействия экономическому возрождению послевоенной Европы. С 1951 г. ЕЭК получила статус постоянного органа ООН. Руководящий орган ЕЭК – очередная ежегодная сессия, секретариат которой расположен в Женеве. ЕЭК способствует развитию торговли, налаживанию научно-технического сотрудничества между странами. В состав ЕЭК входят специальные отраслевые комитеты – по вопросам химии, сельского хозяйства и т.д., всего около полутора десятков. В последние годы ЕЭК сосредоточила свое внимание главным образом на проблемах экологии, эффективного использования получаемой энергии, в области транспорта (загрязнение окружающей среды выбросами выхлопных газов) и лесных ресурсов.

Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА). Комиссия создана в 1958 г. с целью оказания необходимого содействия в развитии африканским народам, изучения и анализа проблем развития Африканского континента в целом. Высшим органом организации являются ежегодные сессии Комиссии, в перерыве между которыми руководство осуществляется через Исполнительный комитет. ЭКА имеет четыре субрегиональных отделения: для Северной Африки – в Танжере (Марокко), для Западной Африки – в Ниамее (Нигер), для Восточной Африки – в Лусаке (Замбия) и для Центральной Африки – в Киншасе (Заир).

Основная задача ЭКА состоит в разработке мероприятий по экономическому развитию данного региона, предоставлении консультативных услуг согласно запросам стран-членов.

В последние годы ЭКА несколько расширила круг вопросов, входящих в ее компетенцию. Так, она оказывала содействие в рамках консультативных технических услуг в борьбе с засухой, создании проектов в области ирригации, подготовки кадров. Бюджет ЭКА в последние годы выше, чем у других комиссий.

Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК). Комиссия была создана в 1948 г. Высшим органом является сессия, созываемая один раз в два года, в период между сессиями комиссией руководит Комитет в составе представителей всех 40 стран- членов – Латинской Америки, а также США, Канады, Великобритании, Франции, Испании, Нидерландов. В составе ЭКЛАК действуют постоянные органы – Комитет по экономическому сотрудничеству стран Центральной Америки, Комитет по развитию и сотрудничеству стран Карибского района, Комитет по торговле, Комитет правительственных экспертов. Основные направления работы ЭКЛАК во многом похожи на уже рассматривавшиеся выше. Бюджет, которым располагает ЭКЛАК, приблизительно равен бюджету ЭКА.

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Эта комиссия как региональный орган ООН основана в 1947 г. Высшим органом комиссии является ежегодная сессия, секретариат ЭСКАТО расположен в Бангкоке. Члены ЭСКАТО – большинство стран региона, включая таких гигантов, как США, Нидерланды, Великобритания, Франция.

На 50-й сессии комиссии в Дели в 1994 г. была принята Декларация об укреплении регионального экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе на пороге вступления в XXI в., согласно которой данная организация и продолжает свое развитие. При разработке возможных направлений развития была принята во внимание специфика региона.

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА). Комиссия была создана в 1974 г., в ее состав входят 14 государств данного региона. Высшим органом этой организации является пленарная сессия, созываемая раз в два года. Секретариат ЭСКЗА состоит из целого ряда отделов – планирования, промышленности, сельского хозяйства и других; расположен в Багдаде.

Следует отметить, что развитие экономического сотрудничества в данном регионе во многом зависит от политической ситуации в регионе. Задачи, которые ставит перед собой ЭСКЗА, это прежде всего создание благоприятных условий для экономического сотрудничества в регионе, укрепление экономических отношений, проведение исследований технического характера и т.д.

В 1994 г. в Аммане Комиссия приняла для выполнения пять тематических программ, которые позже неоднократно дополнялись (1998, 2000, 2003):

• рациональное использование природных ресурсов;

• повышение качества жизни в данном регионе;

• оказание содействия экономическому сотрудничеству между странами-членами;

• контроль за событиями регионального значения, изучение глобальных изменений, происходящих на современном этапе развития;

• специальные проблемы, отражающие определенные трудности развития, не характерные для других регионов, связанные со спецификой конкретного района.

Следует отметить, что на протяжении последних лет бюджет ЭСКЗА меньше бюджетов других организаций, которые были рассмотрены выше, примерно на 40–45% и сравним с бюджетом ЕЭК. Некоторое его увеличение произошло в 2003–2004 гг., но оно было незначительным, составив 7%.