Базовые стратегии цепи поставок
В общем случае в цепи поставок могут быть реализованы следующие стратегии: всеохватности; сфокусированности на канал; индивидуализированного обслуживания потребителя; операционной динамичности.
Стратегия всеохватности ориентируется на обеспечение доступности продукции и используется в условиях предсказуемого и значительного спроса на продукцию. Цепь поставок гарантирует, что продукт доступен всегда и везде, когда и где в нем возникнет потребность. Сущность данной стратегии заключается в организации разветвленной распределительной системы, в значительной степени ориентированной на бренд (например, цепи поставок, работающие в отрасли пищевой промышленности).
Недостатки стратегии всеохватности состоят в том, что:
1) реализация стратегии связана с высокими затратами на поддержание дистрибуторской сети;
2) управление многочисленными и потенциально конфликтующими друг с другом каналами распределения приводит к дополнительной сложности и организационному напряжению.
Компании часто компенсируют дополнительные затраты увеличением объемов продаж и установлением более высокой цены на свой бренд, особенно если он является лидером на рынке. Однако повышенная сложность управления цепью поставок затрудняет деятельность компаний, выбирающих эту стратегию, хотя использование интегрированных информационных технологий может снизить степень этой трудности. Из-за затрат и сложности управления эта стратегия больше всего подходит для крупных, богатых ресурсами компаний, являющихся рыночными лидерами.
Стратегия сфокусированности на канал направлена на то, чтобы предоставлять продукты в привлекательном для канала распределения виде. В этом случае канал берет на себя ответственность за реализацию продукции. Основным недостатком этой стратегии является отсутствие связи между производственным предприятиями и конечным потребителем. Обычно компании, ориентирующиеся на такую стратегию, тесно взаимодействуют со своими партнерами, определяя лучший вариант распределения участков ответственности в цепи поставок среди участников так, чтобы минимизировать общие затраты и при этом предоставлять все необходимые услуги.
Эта стратегия строится на затратах и обслуживании и требует эффективно действующей и высокопроизводительной цепи поставок, способной удовлетворять ожидания канала.
Стратегия индивидуализированного обслуживания потребителя предназначена для использования характеристик цепи поставок в целях повышения ценности, получаемой потребителями. Компании могут повышать наценку за предоставляемую ценность, благодаря чему растет средняя единичная цена выпускаемой ими продукции. Организации, применяющие эту стратегию, имеют ключевые ресурсы, необходимые для установления с потребителями хороших отношений, а также для их сохранения и упрочнения.
При рамках данной стратегии предприятия работают с каждым заказчиком отдельно. Для обслуживания этого очень дифференцированного рынка цепи поставок компании обычно практикуют перенос ряда завершающих работ на последние звенья цепи поставок. Тем самым обеспечивается широкий потребительский выбор, сокращается номенклатура запасов.
При применении этой стратегии компании сталкиваются со следующими трудностями:
1) большие затраты на поддержание работы цепи поставок при взаимодействии с отдельными потребителями (но они могут быть компенсированы за счет снижения инвестиций в запасы и снижения объемов устаревшей продукции);
2) конфиденциальность требований покупателей и использования информаций, собранной в ходе этого варианта продаж.
Стратегия операционной динамичности ориентируется на разработку характеристик, позволяющих оперативно так изменять конфигурацию параметров продуктов и цепи поставок, чтобы удовлетворять возникающие потребительские запросы. Компании, использующие эту стратегию, основное внимание уделяют получению наценки за то, что они первыми появляются на рынке с новым продуктом.
Многие организации, взявшие на вооружение эту стратегию, передают на аутсорсинг большинство функций цепи поставок, а сами концентрируют усилия на разработке продукции и маркетинге. Обычно они владеют прочными взаимоотношениями с широким кругом потенциальных партнеров по цепи поставок.
Эта концепция особенно широко применяется в электронной отрасли, где в качестве партнеров на подряд может приглашаться значительное число производителей и предприятий по выпуску полупроводников.
Данная стратегия требует от компаний желания и возможности действовать инновационно – так, чтобы постоянно разрабатывались новые продукты и процессы для новых рынков. Если компании имеют собственную инфраструктуру, то им приходится быстро изменять сфокусированность своей инфраструктуры и по мере необходимости адаптировать ее к новым условиям. Как правило, чтобы добиться максимальной гибкости, компаниям приходится соглашаться с более высокими затратами.
Выбор стратегии цепи поставок должен основываться на балансе возможностей и существующих ограничений контрагентов по цепи поставок для достижения стратегического соответствия.