Авиационное и космическое страхование

Авиационное страхование - крупнейшая отрасль страхования, объединяющая две подотрасли: авиационное страхование и космическое страхование, каждая из которых включает многочисленные самостоятельные виды страхования, относящиеся как к имущественному, так и к личному страхованию. Авиационное (космическое) страхование выделяется катастрофичностью страховых событий и огромными суммами выплачиваемых компенсаций. Соответственно проводить такое страхование способны либо очень крупные компании, либо их объединения, обычно в форме страховых пулов.

Авиационное страхование

Авиационное страхование - отрасль, предназначенная для страхования рисков на всех этапах эксплуатации и обслуживания воздушных судов (рис. 8.6).

Рис. 8.6. Основные виды страхования, объединяемые отраслью авиационного страхования

Предметом каско-страхования является утрата или повреждение воздушного судна в воздухе, на земле, в воде или во время транспортировки. Под страховым событием понимается случайное воздействие извне, которое не зависит от работы авиапредприятия: удар молнии, атмосферные явления и др., которые не покрываются огневым полисом. Исключениями из страхового покрытия являются ущербы, связанные с военными действиями, террористическими актами, саботажем, гражданскими волнениями, уроном, арестом, конфискацией самолетов и некоторые другие.

Страхование экипажа производится в двух вариантах:

- от риска потери лицензии;

-бортового персонала от риска несчастного случая.

Страхование рисков служб эксплуатации авиапредприятия включает следующие виды страхования:

- страхование рисков монтажа;

- страхование от пожара;

- страхование каско в мастерской;

- страхование гражданской ответственности перед владельцами чужих самолетов, обслуживаемых в мастерской авиапредприятия.

Страхование гражданской ответственности авиаперевозчиков в Российской Федерации на внутренних рейсах пока осуществляется в добровольном порядке, но при полетах в другие страны следует иметь полис страхования ответственности согласно международным соглашениям, к которым присоединилась и Россия. Так, Варшавская конвенция 1929 г. устанавливает ответственность авиаперевозчиков в случаях гибели пассажиров, утери багажа и опоздания.

Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности земли, 1952 г., обязывает государства, подписавшие ее, в том числе Россию, выплачивать компенсацию за смерть, телесные повреждения, а также за ущерб, нанесенный имуществу третьих лиц на поверхности земли и вне воздушного судна из-за падения корпуса судна или выпавших из него предметов.

Страхование ответственности за проектирование, создание и доставку воздушных судов предназначено для компенсации ущерба авиапредприятию из-за ошибок проектирования, изготовления и доставки воздушных судов и их элементов, а также ошибок при их обслуживании, ремонте и транспортировке.

Космическое страхование

Страхование космической деятельности - это комплексная отрасль, объединяющая все виды защиты от рисков, возникающих при осуществлении космической программы в период времени от начала проектирования ракет и спутников до окончания их функционирования на орбите (рис. 8.7).

В качестве объектов страхования космической техники выделяют:

- спутники (автоматические космические аппараты всех назначений);

- ракеты-носители;

- пилотируемые космические корабли;

- орбитальные станции; и др.

Страховое покрытие распространяется также на наземные инженерные сооружения, предназначенные для доставки космических объектов на космодромы, запусков и выведения ракетно-космических аппаратов на орбиту и управления полетами. К ним относятся:

- средства доставки ракет, спутников и других объектов на космодром;

- инженерные сооружения, включая стартовые комплексы;

- установки, предназначенные для проверки на космодроме всех элементов ракетно-космических комплексов, их сборки и подготовки к запуску;

- центр управления искусственными спутниками Земли; и пр.

Страховое покрытие распространяется также на жизнь и здоровье космонавтов, участвующих в программах, и персонала, обслуживающего космические комплексы.

Защите подлежит гражданская ответственность за ущербы, которые могут быть нанесены имущественным интересам третьих лиц и объектам окружающей среды.

В комплексе космических рисков рассматриваются также косвенные финансовые ущербы (финансовые риски), возникающие из-за технических неисправностей элементов космических объектов, а также политические риски, которые могут повлечь задержки в реализации космической программы, а иногда и ее замену.

Основными этапами космической программы являются следующие:

- проектирование ракетно-космической техники;

- производство космических аппаратов;

- предпусковая фаза;

- запуск космических объектов и ввод их в эксплуатацию;

- работа на орбите.

Рис. 8.7. Классификация видов страхования космической программы

Несмотря на меры предосторожности, космические аппараты могут нанести ущерб другим государствам на земле и в воздушном пространстве. Соответственно разработаны международные правила для подсчета сумм адекватной компенсации и порядка их выплаты. Согласно этим правилам все государства, осуществившие запуск космических объектов, сохраняют над ними свою юрисдикцию и несут ответственность за причиненный ущерб.

Государством, осуществившим запуск, считается:

- государство, с территории которого был произведен запуск космического аппарата;

- государство, в котором был произведен аппарат или оплатившее запуск.

Страна, осуществившая запуск, несет ответственность в случаях вины при нанесении повреждений иностранному объекту в космическом пространстве, а также лицам и имуществу, находящимся на борту этого объекта. Причем ответственность распространяется только на ошибки юридических и физических лиц, находящихся под юрисдикцией этого государства, и не распространяется на ущербы, нанесенные гражданам страны запуска либо участвовавшим в запуске иностранцам.

Совместная ответственность стран запуска распространяется на ущерб, причиненный третьей стране на земле, либо ее самолету или другому летательному аппарату, либо иностранному космическому объекту. Причем, когда ущерб причинен в космическом пространстве, ответственность каждой страны рассчитывается пропорционально степени ее вины в аварии или катастрофе либо делится поровну, если определить точную пропорцию не представляется возможным.