Лекция 17. АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Цель аудита основных средств заключается в составлении обоснованного мнения о достоверности и полноте информации о них, отраженной в финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемой организации.
Аудит основных средств, как правило, является частью аудита внереализационных активов организации. В табл. 17.1 приведены основные подразделы, отражаемые в программе аудиторской проверки основных средств.
Таблица 17.1
Аудит основных средств
Аудит основных средств (счета 01, 02 и др.) |
1. Аудит земельных участков. Проверить и подтвердить: а) правильность оформления материалов инвентаризации земельных участков и отражения результатов инвентаризации в учете: б) полноту и правильность оформления правоустанавливающих документов на земельные участки; в) правильность определения балансовой стоимости земельных участков. 2. Аудит государственной регистрации прав на недвижимое имущество. 3. Аудит прочих основных средств. Проверить и подтвердить: а) правильность оформления материалов инвентаризации основных средств и отражения результатов инвентаризации в учете; б) наличие и сохранность основных средств; в) правильность отражения в учете капитального ремонта основных средств; г) правильность начисления амортизации; д) правильность определения балансовой стоимости основных средств; е) правильность отражения в учете операций поступления, внутреннего перемещения и выбытия основных средств; ж) правильность начисления и перечисления в федеральный бюджет арендной платы за использование земельных участков, федеральных зданий, помещений, сооружений, машин и оборудования |
Аудит незавершенного строительства (счета 07, 08 и др.) |
Проверить и подтвердить: а) правильность оформления материалов инвентаризации незавершенного строительства и отражения результатов инвентаризации в учете; б) правильность определения балансовой стоимости незавершенного строительства; в) правильность аналитического и синтетического учета незавершенного строительства |
В программу аудита целесообразно включать следующие контрольные процедуры:
• проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам и нематериальным активам;
• оценка сохранности и проверка наличия (инвентаризация или ее результаты);
• проверка документального оформления;
• проверка правильности формирования первоначальной (восстановительной) стоимости;
• проверка обоснованности и размера начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете;
• проверка операций с основными средствами в рамках заключенных договоров лизинга;
• анализ и обобщение результатов аудита.
Программа аудита основных средств, подготовленная специалистами проекта ТАСИС с учетом требований MCA, представлена в табл. 17.2.
Таблица 17.2
Программа аудита основных средств
№ п/п |
Утверждения, на основе которых подготовлена финансовая отчетность |
Направления аудита |
1 |
Существование / права / полнота |
1 А. Убедиться в том, что все отраженные в отчетности основные средства действительно существуют. 1 Б. Убедиться в том, что права организации на основные средства подтверждены и нс ограничены правами третьих лиц |
2 |
Существование / оценка / представление и раскрытие |
2А. Убедиться в том, что основные средства отвечают критериям активов, т.е. не утратили способность приносить экономические выгоды организации. 2Б. Убедиться в том, что все основные средства оценены и отражены в отчетности в соответствии с принятой в организации учетной политикой и действующим законодательством. 2В. Убедиться в том, что амортизация основных средств начисляется в соответствии с принятой в организации учетной политикой |
3 |
Возникновение / измерение /оценка |
3А. Убедиться в том, что все приобретенные основные средства отражены в учете и отчетности правильно и в соответствующем отчетном периоде. 3Б. Убедиться в том, что все расходы и доходы, связанные с выбытием основных средств, относятся к отчетному периоду и учтены правильно |
4 |
Представление и раскрытие |
4А. Убедиться в том, что вся существенная информация об основных средствах раскрыта в отчетности |
Информационная база, используемая аудитором при проверке основных средств, включает:
• основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения основных средств;
• приказ об учетной политике организации;
• регистры синтетического и аналитического учета движения основных средств, используемые в организации;
• первичные документы по отражению операций по основным средствам;
• бухгалтерскую отчетность.
Операции с основными средствами можно укрупненно объединить в три группы:
1) приобретение (получение);
2) процесс эксплуатации (начисление амортизации);
3) выбытие (списание).
Для фондоемких организаций аудит основных средств может быть проведен на выборочной основе, при этом совокупность основных средств организации может быть разделена на подсовокупности, например, по следующим признакам:
• территориальная обособленность. В выборку с равной вероятностью должны попасть основные средства, расположенные в различных обособленных подразделениях проверяемой организации;
• производственные характеристики. Для выборочной проверки необходимо отобрать основные средства, используемые на различных стадиях производственного процесса в организации или в разных производствах, если организация является многопрофильной;
• классификация в отчетности. Если в организации имеются основные средства нескольких квалификационных групп, например земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, необходимо, чтобы в выборку попали основные средства, отраженные по каждой группе. Аудитор может принять решение не проверять элементы по какой-либо из статей классификации основных средств, если она значительно меньше уровня существенности и возможные нарушения не повлияют на достоверность финансовой отчетности организации в целом;
• классификация по амортизационным группам. Если основные средства организации разделены на несколько амортизационных групп, в выборку должны попасть основные средства из разных амортизационных групп;
• другие классификации в зависимости от особенностей проверяемой организации.
При отборе операций с основными средствами для выборочной проверки можно выделить следующие группы операций:
• операции по приобретению основных средств на внутреннем рынке;
• операции по приобретению основных средств по импорту;
• операции по приобретению основных средств по договорам мены;
• операции по ликвидации основных средств;
• операции с аффилированными лицами по приобретению и продаже основных средств;
• операции по продаже основных средств сторонним организациям;
• другие операции по усмотрению аудитора.
Приемы и методика построения выборки определяются в соответствии с утвержденными внутрифирменными стандартами. Если при выполнении процедур по существу аудитором выявляются систематические и однотипные расхождения с учетными данными, полученные результаты должны экстраполироваться на всю совокупность элементов объекта аудита.
Аудитор должен руководствоваться следующими основными нормативно-регулирующими положениями.