Андеррайтинг и урегулирование убытков
В целях успешного управления бизнесом необходимо выделить и контролировать центры финансовой ответственности, которые можно определить как область или сферу деятельности, во главе которой находится ответственное лицо, имеющее права и возможности принимать и осуществлять решения. С другой стороны, центр финансовой ответственности – это область деловой активности, имеющая, как минимум, свои затраты и, возможно, доходы и влияющая на общий финансовый результат деятельности компании.
Основным признаком центра ответственности является ответственность менеджера за размер произведенных расходов и возможность влиять на их величину. Центры финансовой ответственности, в зависимости от их влияния на финансовый результат, разделяют на центры доходов, прибыли и затрат.
Продажа страховых услуг обеспечивает поступление страховой премии и является одним из центров дохода страховщика. К центрам дохода относится и маркетинговая служба. Однако финансовый результат зависит не только от доходов, но и от расходов, прежде всего от величины страховых выплат в сравнении со страховой премией. Продавец, заинтересованный в наращивании объемов продаж страховых услуг, не может (и зачастую, не хочет) заниматься отбором качественных рисков в ущерб объемам продаж. Отбором, селекцией рисков и формированием адекватных их величине условий страхования занимается служба андеррайтинга, обеспечивая, таким образом, финансовый результат страхования и являясь одним из центров формирования прибыли. Мы уже отмечали, что здесь задачи продаж и андеррайтинга вступают в противоречие, поэтому для обеспечения эффективной работы страховщика эти службы должны быть организационно разделены и управляться независимо.
Суммарная величина страховых выплат зависит не только от качества селекции рисков (андеррайтинга), но и от качества урегулирования каждого страхового случая в строгом соответствии размера выплаты величине страхового убытка и условиям договора страхования. Следовательно, служба урегулирования убытков непосредственно влияет на финансовый результат, и может быть отнесена к центрам прибыли. При организации управления бизнесом и его финансами, в частности, необходимо понимать, что служба урегулирования убытков непосредственно влияет на удовлетворенность страхователя потребительским качеством страховой услуги (полнотой и сроками выплат при страховом случае) и, следовательно, на привлекательность страховщика для страхователей.
В этом влиянии на финансовый результат страховой деятельности заключается основное родство бизнес-процессов андеррайтинга и урегулирования убытков. Но не только в этом. Мы уже отмечали, что на практике часть вопросов оценки принимаемых на страхование рисков, не влияющих на размер тарифа, таких, как, например, проверка страхового интереса или даже наличия самого объекта страхования, осознанно переносится на этап урегулирования убытков. Однако случаются и упущения, которые приходится исправлять, с разной степенью успешности, при урегулировании убытков. Причин этому несколько:
1) экономия затрат на проверку несущественных для тарификации риска деталей, поскольку число страховых случаев и, соответственно, случаев проверки меньше, чем число заключаемых страховых договоров;
2) пренебрежение андеррайтингом ради объемов продаж;
3) неквалифицированный андеррайтинг или его отсутствие.
Грамотное урегулирование убытков способно исправить отдельные ошибки андеррайтеров, но не способно полностью заменить службу андеррайтинга. Подобная практика уже привела многих страховщиков к разорению. Поэтому все более острой становится проблема обучения специалистов страховых компаний основам андеррайтинга и подготовка квалифицированных специалистов-андеррайтеров.