Анализ воспитательного занятия
Проведение занятия требует от учителя, с одной стороны, глубокого понимания целей и задач воспитания личности, с другой – предварительного изучения особенностей классного коллектива. Выбор содержания и формы воспитательного занятия определяется, исходя из главной общепедагогической цели, заключающейся в развитии личности младшего школьника, во-вторых, из особенностей школьного коллектива и отдельных учащихся. Таким образом, общая цель воспитания достигается путем решения конкретных задач.
Целесообразно к обоснованию, планированию и анализу воспитательного занятия подходить с позиций деятельностного подхода. Его смысл связан с установленными философией положениями, что в деятельность человек проявляет себя; деятельность – это основа, средство и решающее условие развития личности. Как известно, структура любой деятельности (с точки зрения психологии) такова: потребности и мотивы; цель; действия и операции; условия и средства; результат. При этом в основе не только поведения и деятельности, но и развития человеческой личности в целом лежат потребности. Именно поэтому мотивационная сфера представляет собой ее стержневую основу. Основным направлением воспитательного воздействия в связи с этим является формирование внутренних моральных, эстетических и интеллектуальных потребностей учащихся. И в свою очередь, воспитание социально ценных качеств школьников – это закрепление не только форм поведения (вежливого, дисциплинированного и т.д.), но и его устойчивой мотивационной сферы. Очевидно, что одна и та же форма поведения в зависимости от того, какими мотивами она побуждается, может быть проявлением совершенно различных качеств. Например, вежливое отношение к учителю, если оно мотивируется страхом, а не уважением, говорит о заискивании перед ним, т.е. об отрицательном качестве.
Первое, что необходимо очень четко определить при планировании школьных дел, – это их ценность в связи с общими целями воспитания. Так, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны помогает воспитывать в детях чувство патриотизма, уважения к старшим, ответственности за порученные участки работы (школьники пишут приглашения, встречают, провожают гостей, дарят подарки, заботятся о пожилых людях), инициативу, художественный вкус (при оформлении пригласительных билетов и помещений, подготовке самодеятельности и т.д.).
Кроме того, нужно проанализировать, насколько запланированное занятие соответствует возрастным особенностям школьников, их интересам и возможностям, степени активности и самостоятельности детей. Например, проведение КВН требует определенных качеств, которых еще нет у малышей: находчивости, значительного объема знаний, общительности, самообладания и т.д. Поэтому такая форма работы возможна только тогда, когда перечисленные качества начинают появляться у детей (т.е. не ранее подросткового возраста).
Обосновывая выбор того или иного дела, необходимо, опираясь на предварительное изучение класса, осмыслить, насколько занятие ценно для данной группы детей, может ли помочь решить неотложные воспитательные задачи (наладить межличностные отношения, воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, снизить школьную тревожность, развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, способствовать развитию бережного отношения к природе, вызвать интерес к чтению, положительное отношение к людям труда и т.д.).
Рассматривая школьников как субъектов воспитания, крайне важно учитывать желания и инициативу детей. Необходимо указать, задумано ли дело самими учащимися и кем именно, а также насколько оно было поддержано остальными. Если занятие предложил воспитатель, надо отметить, как его встретили ученики, проявили ли заинтересованность в его проведении. Наличие собственной инициативы и интереса определяет степень активности учеников и в конечном результате воспитательную эффективность данного занятия. При этом очевидно, что о такого рода инициативе можно вести речь только по отношению к детям старших возрастов. По отношению к учащимся 1–2-х классов можно говорить лишь о возможной заинтересованности.