Виды наглядных средств обучения
Средства наглядности – важный элемент системы средств обучения. Наглядность – универсальное средство обучения и воспитания, которое отражает многообразие конкретных явлений, предметов окружающего мира; организует восприятие и наблюдение учащимся реальной действительности; оказывает значительное влияние на сенсорную сферу обучающегося, развивает его наблюдательность, мышление, воображение; стимулирует познавательную и творческую активность, помогает развитию интереса к учению; способствует обобщениям; повышает качество усвоения и т.д. Однако, несмотря на ценнейшие достоинства наглядности, неумелое ее использование может подменить учебную цель ярким средством, стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, познанию существенных связей и закономерностей. Принцип наглядности сформулировал и обосновал Я. А. Коменский: "...все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами"[1]. Этот принцип актуален и в наше время. Он находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций.
Подходов к систематизации наглядных средств достаточно много. Рассмотрим две классификации. В соответствии с одной из них (Л. Ф. Меняев) наглядные средства объединяются в три группы: 1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.д.); 2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.д.); 3) проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)[2].
Согласно другой классификации (Г. М. Коджаспирова) наглядные средства делятся на две группы: предметные и изобразительные. Носителями предметной наглядности выступают натуральные объекты или их заменители, которые создают ясные впечатления и представления о предмете. Изобразительная наглядность, в свою очередь, подразделяется на словесную, образную и символическую. Преподаватель может создать яркий образ не только при помощи видимых предметов, он располагает для этого выразительнейшими средствами языка. Применение "словесного рисования", живое и образное описание событий с использованием деталей обстановки, отрывков из художественных произведений с ярким и красочным изображением образов главных героев или быта той или иной эпохи, страны, крылатые выражения, меткие эпитеты – все это наглядные средства, назначение которых – создать представления, эмоциональные впечатления, яркие образы. К образным средствам относятся макеты, муляжи, модели, картины, иллюстрации, рисунки; к символическим – схемы, чертежи, карты, символы.
В. Ф. Шаталов разработал методику интенсификации учебного процесса, включающую в себя новые приемы преподавания, подготовки наглядных пособий и их использования[3]. Центральное звено в ней – опорные сигналы. В отличие от традиционной наглядности, это не изображения, а коды предметов, явлений, процессов, понятий, событий, расположенные в некоей последовательности и пространстве, образующие соответствующую картинку, иллюстрацию или плакат и способствующие более быстрому и прочному запоминанию. Психологической основой данной методики является мнемотехника.
Классификация наглядных средств по их содержанию является одной из наиболее распространенных. В соответствии с данным критерием выделяют:
• естественную монументальную наглядность – подлинные монументальные памятники прошлого и памятные места (например, пирамиды Древнего Египта, Ко – лизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);
• подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зерна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);
• специально изготовленную предметную наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);
• изобразительную наглядность (учебные картины, репродукции);
• условно-графическую наглядность (схематические рисунки, карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы, печатно-раздаточный материал);
• технические средства обучения – кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, авторские видеозаписи, компакт-диски.
Остановимся несколько подробнее на таком средстве наглядности, как авторская видеозапись, которая используется в учебном процессе вуза. Это видеозапись учебного назначения, созданная вне профессиональной студии, предполагающая синтез деятельности и аудиовизуализации, благодаря которому обеспечивается непроизвольное запоминание, включаются зрительный и слуховой анализаторы, что позволяет студентам максимально овладеть необходимым учебным материалом. Авторская видеозапись призвана решать конкретные учебные задачи для определенной группы студентов с учетом их интересов, психолого-педагогических особенностей и уровнем подготовки на данном отрезке времени. Организация деятельности по созданию авторских видеозаписей и их последующего применения в учебном процессе вуза включает в себя два блока: информативный и документальный.
Информативный блок реализуется па двух уровнях сложности: 1) создание видеосредства преподавателем или группой преподавателей; 2) создание видеосредства студентами при ведущей организаторской роли преподавателя. В структуру информативного блока входят: создание видеосредства (определение учебной цели, написание плана, разработка сценария, видеосъемка); применение видеосредства (выявление уровня первоначальных знаний, умений и навыков, снятие языковых и технических трудностей, выполнение подготовительных упражнений, просмотр созданного видеофильма, выполнение условнокоммуникативных упражнений, включающих озвучивание видеофильма, выполнение коммуникативных упражнений на базе видеофильма, выявление полученного уровня знаний, умений и навыков и сравнение полученных результатов).
Документальный блок также имеет два уровня сложности: 1) документализация студенческих монологов, диалогов, полилогов, где главными действующими лицами являются сами студенты; 2) документализация проектов, созданных самостоятельно студенческой группой. В структуру документального блока также входят: создание видеосредства (определение учебной цели, написание плана, разработка сценария, разучивание ролей, снятие психологических, технических трудностей, съемка пробного монолога, основная съемка: монолог, диалог, полилог, проект); применение видеосредства (выявление уровня сформированности первичных умений и навыков, просмотр первичной видеозаписи, анализ результатов по схеме: студент – группа – преподаватель, вторичная съемка и анализ ее результатов, выявление достигнутого уровня сформированности умений и навыков и сравнение их с первоначальными результатами).
Критериями результативности применения авторской видеозаписи являются обученность и рефлексивность.
В учебном процессе наглядные средства выполняют информационную и познавательную функции: ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены; с внешним видом предмета в его современном виде и в историческом развитии; наглядное представление о сравнении или изменении характеристик явления или процесса; об устройстве предмета и принципе его действия, управлении им, технике безопасности и т.д. Группируясь вокруг речи преподавателя и взаимодействуя, наглядные средства призваны обеспечить формирование образного представления, полноценное раскрытие учебного материала, проиллюстрировать ту или иную зависимость.
К наглядным средствам, используемым в процессе обучения, предъявляются определенные требования[4]:
1) точное соответствие реальному объекту или явлению;
2) ясное осознание преподавателем цели, времени и места введения наглядности;
3) эстетическое оформление наглядного средства;
4) адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче;
5) учет уровня развития и обученности студентов;
6) мера в использовании наглядного средства на одном занятии; при использовании нескольких наглядных средств на одном занятии они должны предъявляться по мере необходимости, будучи закрытыми для восприятия до момента использования;
7) наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, чтобы нс создавать побочных ассоциаций у студентов.