Виды и методы судебной кино-видеосъемки
Для видео-киносъемки используется в основном бытовая кино- и видеоаппаратура, достаточно простая и удобная в эксплуатации. Она и нашла наиболее широкое применение в следственно-оперативной и экспертной практике. Имея одно и то же предназначение — фиксацию на материальном носителе динамично протекающих процессов и явлений — киносъемка и видеозапись существенно отличаются друг от друга по принципу действия. И если киноаппаратура уже достигла своего совершенства, то видеотехника, являясь относительно новым средством фиксации, активно применяемым в уголовном процессе, продолжает быстро развиваться. Прогресс видеотехники в последние годы привел к тому, что киносъемка становится все менее востребованной, уступая место видеозаписи как более совершенному и сопоставимому с ней по качеству изображения средству фиксации динамично протекающих процессов. Связано это с растущими преимуществами видеозаписи по сравнению с киносъемкой. Эти преимущества состоят, во-первых, в возможности обеспечить синхронность записи звука и изображения, во-вторых, в возможности осуществлять постоянный контроль качества видеозаписи непосредственно в процессе съемки, что позволяет своевременно исправлять недостатки отснятого материала, и, в-третьих, возможности просматривать отснятый материал без специальной обработки пленки. Эти преимущества имели решающее значение для становления видеозаписи как основного кинематографического средства фиксации хода и результатов процессуальных и иных действий, проводимых в рамках раскрытия и расследования преступлений.
Методы судебной кинематографии достаточно разнообразны и в основном базируются на известных операторских приемах и специальных методах съемки, которыми пользуются как в традиционных кинематографических, так и в исследовательских целях. Приспосабливая операторские и специальные методы для съемки судебного фильма, важно помнить, что далеко не все, что оправдано с точки зрения операторского искусства или искусства кино, пригодно для съемки судебного кинофильма. Если изобразительные средства в кинематографе используют, чтобы обеспечить эффект зрительского восприятия отснятого фильма сообразно с замыслами его автора и режиссера, то задачей судебной кинематографии является точная и максимально достоверная передача наиболее важной с точки зрения познания события преступления информации, избирательно воспринимаемой субъектом процессуального доказывания при производстве расследования уголовного дела. В этом смысле многие способы и приемы видео- или кинозаписи, успешно применяемые присъемке фильмов художественного, публицистического и т.п. содержания, в частности средства компьютерного моделирования, компьютерной графики и анимации, последующий монтаж отснятого материала и многое другое, изменяющие или искажающие восприятие реально протекавших событий, в судебной кинематографии недопустимы или ограничены в использовании особо обозначенными целями.
В судебной кино-видеозаписи виды и методы съемки принято различать в зависимости от характеристики снимаемого плана, точки съемки, способов передачи глубины изображения, освещения снимаемых объектов и других условий, которыми определяется композиционное построение кадра.
В зависимости от характеристики снимаемого плана различают съемку общим, средним, крупным и детальным планом.
На общем плане, сходном по своему назначению с ориентирующим снимком в судебной фотографии, фиксируемый объект (участок местности, здание, сооружение и т.д., являющиеся местом проведения следственного действия) изображается на фоне окружающей его обстановки. Место протекания событий или явлений, фиксируемых с помощью видеозаписи, также должно быть сориентировано на общем плане. Для получения изображения общего плана кино-видео съемка должна производиться из точки, находящейся за пределами фиксируемой территории.
Съемка среднего плана позволяет запечатлеть непосредственно сам объект, внимание к которому стало причиной и основанием проведение оперативно-следственного мероприятия. На среднем плане детали обстановки изображаются в более крупном масштабе по сравнению с их изображением на общем плане. Цель этого вида съемки аналогична обзорному фотографированию и состоит в необходимости запечатлеть не только обстановку самого места проведения следственно-оперативного мероприятия в целом, но и взаимное расположение его элементов, особенностей и деталей. Средний план позволяет наглядно представить и то, как на фоне окружающей обстановки развивались в данном месте события или в каких конкретно условиях совершались действия, подлежащие установлению.
Если требуется зафиксировать длящееся событие (например, пожар, драку и т.д.), то съемку общего и среднего плана целесообразно начинать сразу по прибытии к месту проведения следственно-оперативного мероприятия, в связи с обнаружением которого принято решение о выезде на место. Если предстоит провести следственное действие, чаще осмотр места происшествия, то необходимость фиксации на общем и среднем планах материальной обстановки до начала его проведения вызвана еще и тем, что после начала работы на месте весьма велика опасность внесения в обстановку изменений, которые впоследствии создадут трудности в восстановлении механизма проверяемого события. Съемка средним планом места проведения запланированных оперативно-следственных мероприятий сразу по прибытии позволит сохранить для изучения обстановку в ее первоначальном состоянии.
Крупным планом снимаются наиболее важные участки на подлежащем исследованию и фиксации объекте. Этот вид видео- или киносъемки имеет ту же цель, что и узловая фотосъемка. Крупным планом изображаются и производимые на месте действия, связанные с обнаружением, закреплением, изъятием или исследованием обнаруженных источников информации о проверяемом событии или материальной обстановки. Тем же планом целесообразно изображать и участников проводимого оперативно-следственного мероприятия, в том числе и в момент, когда они делают соответствующие заявления, подлежащие документированию.
Детальный план позволяет максимально крупно изобразить особенности, детали, признаки и свойства, в том числе динамические характеристики, тех объектов, которые обнаружены на месте съемки, и могут иметь существенное значение для расследования дела.
Любой из перечисленных выше видов съемки может производиться с использованием разнообразных методов, сочетание которых обеспечивает точность, полноту и достоверность восприятия запечатленных событий при просмотре отснятого фильма. Наиболее адекватное восприятию отображение снимаемых объектов, процессов, явлений достигается при установке камеры на уровне глаз, т.е. в таком положении, при котором фильм будет в точности воспроизводить ту картину, которую наблюдал оператор в момент съемки.
Одним из распространенных недостатков отснятых профессионально не подготовленными операторами фильмов, является так называемое "дрожание кадра". Избежать этого недостатка можно либо с приобретением необходимого навыка, либо осуществляя съемку со штатива. Важно, однако, помнить, что съемка
со штатива существенно ограничивает возможности выбора изобразительных средств.
Снимать можно, размещая камеру как фронтально по отношению к передней плоскости снимаемого объекта, так и под углом. При фронтальном размещении камеры выбор направления съемки обеспечит нормальное восприятие перспективы, однако при этом значительно теряется ощущение глубины изображения. Глубина, объемность полученной картины лучше воспринимается при боковом размещении камеры, но нужно помнить, что съемка под углом к плоскости снимаемого объекта ведет к восприятию изображения с перспективными искажениями.
Одним из распространенных методов видео-киносъемки является метод панорамирования, используемый как для запечатления значительных по протяженности объектов материальной обстановки, так и для съемки движущихся объектов. Панорамирование может быть круговым, когда съемку производят вращающейся вокруг своей оси камерой, расположенной в одной точке, и линейным. Линейная панорамная съемка производится перемещающейся вдоль плоскости снимаемого объекта камерой либо камерой, перемещающейся параллельно и синхронно с движущимся объектом.
Операторские приемы, именуемые "наезд"-"отъезд" применяются для изменения масштаба съемки и заключаются в плавном переходе от общего или среднего плана к крупному или детальному плану и наоборот. "Наезд" используется для выделения деталей на общем, среднем или крупном плане изображаемого объекта, а "отъезд" — для ориентации детально снимаемых особенностей на фоне окружающей обстановки. Современные видеокамеры, снабженные специальным устройством для автоматической фокусировки изображения (так называемым панкреатическим объективом с переменным фокусным расстоянием), позволяют использовать эти приемы, не перемещая камеру вперед или назад относительно снимаемого объекта.
Методы кино-видеосъемки различают и в зависимости от частоты кадров, регулирование которой позволяет либо запечатлеть динамическую картину снимаемого события, процесса, явления в точном соответствии с временем протекания реальных событий, фиксируемых на видео-кинопленке, либо отснять эти процессы в ускоренном или замедленном режиме съемки. Соответственно различают:
- съемку с нормальной частотой кадров, позволяющую запечатлеть и в последующем воспроизвести точную динамическую картину фиксируемого события;
- съемку с повышенной частотой кадров, применяемую для фиксации быстротекущих событий или действий. Видеозапись в таком режиме возможна, если снимающая видеокамера оснащена специальным устройством — высокоскоростным затвором. При демонстрации отснятого таким способом кино- или видеофильма запечатленные действия воспринимаются и могут исследоваться в замедленном темпе. Этот метод может быть использован для исследования взрыва, траектории полета снаряда при выстреле из огнестрельного оружия и т.д.;
- съемку с уменьшенной частотой кадров, применяемую для фиксации медленно текущих событий. Отснятый таким способом кино-видеофильм при демонстрации дает возможность воспринимать и исследовать запечатленные действия в ускоренном темпе. Этот метод полезно использовать при проведении следственного эксперимента для фиксации опытных действий, требующих значительных затрат времени, например для фиксации однообразных процедур изготовления продукции с целью выяснения способов создания неучтенных излишков как резерва для хищения и т.п.;
- цейтрафферную съемку, которая применяется для фиксации действий или событий, длящихся в течение многих часов, таких, например, как процессов развития коррозии металла, что может оказаться важным для выяснения условий хранения боеприпасов по делам о незаконном обороте оружия, процессов самовозгорания материалов по делам о пожарах и т.д. Такую запись в последующем можно быстро просмотреть. Использование данного метода съемки позволяет кроме того установить время протекания зафиксированного события (процесса).
Съемка с изменением частоты кадров, независимо от того, в следственно-оперативной или экспертной практике она применяется, должна всегда сопровождаться хронометрированием, т.е. вестись с одновременной фиксацией реального времени протекания снимаемого действия (события, процесса). В противном случае при просмотре отснятого фильма реальные события неизбежно будут восприниматься с временными искажениями. Такая техническая возможность предусмотрена в современных конструкциях видеокамер, снабженных устройством, обеспечивающим автоматическую фиксацию времени с демонстрацией показаний хронометра на мониторе или в видоискателе камеры при записи и воспроизведении отснятого материала.