Закон – правовая основа природопользования и охраны окружающей среды
Конституционная база разграничения полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды
В Конституции РФ предусматриваются основы конституционного строя, экологические права, свободы и обязанности человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления. Конституционные нормы являются отправными для природоресурсного, природоохранного права.
Конституция РФ имеет наивысшую юридическую силу среди других законов, обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ: иные нормативные правовые акты, содержащие нормы природоресурсного, природоохранного права, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Согласно ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в том числе в области природоресурсных отношений, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Это конституционное положение важно для всех законодательных установлений, прежде всего для законов, но еще важнее – для подзаконных актов, которые активно участвуют в регулировании природоресурсных и природоохранных отношений.
Для такой многовекторной сферы, как природопользование и охрана окружающей среды, первостепенное значение имеет разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, между высшими государственными органами.
К ведению Российской Федерации согласно ст. 71 Конституции РФ относятся:
• регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе природоресурсных, экологических);
• федеральная государственная собственность (прежде всего на природные ресурсы) и управление ею;
• установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ;
• производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
• определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
• гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как методы охраны имущественных отношений, возникающих при использовании и охране соответствующих природоохранных, природоресурсных интересов, рычаги защиты природных объектов, ресурсов и их владельцев);
• метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области природоресурсных, природоохранных отношений).
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов согласно ст. 72 Конституции РФ находятся:
• защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе в области природоресурсных, природоохранных отношений);
• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
• разграничение государственной собственности (в том числе на земли, на другие природные ресурсы);
• природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты Федерации согласно ст. 73 Конституции РФ обладают на своей территории всей полнотой государственной власти.
Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ). Им в апреле 2012 г. утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.
Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью (в том числе на природные ресурсы), обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии (ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).