Вопросы

Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных представлений к новым, более точным и более богатым представлениям. Этот переход представляет собой последовательность следующих этапов:

а) явная или неявная постановка вопроса;

б) поиски новой информации;

в) формировка ответа на возникший вопрос.

Вопрос — это выраженное в форме вопросительного предложения пожелание, направленное на развитие, уточнение или дополнение имеющегося знания. Постановка вопроса обычно предполагает ответ на него, если вопрос не является, конечно, риторическим.

В форме вопроса встают новые проблемы, с помощью вопросов получают новую информацию о социальной, производственной и ежедневной практике.

Для обозначения особого направления (или раздела) логики, занимающегося анализом вопросов, А. и М. Прайорами в середине прошлого века был предложен термин «эротетическая логика». Иногда эту логику называют также «интеррогативной». «Логика вопросов» (иногда говорят о «логике вопросов и ответов») не является обычной системой логики, поскольку в этой логике нет никаких правил вывода, посылками или заключениями которых выступали бы вопросы. Логика вопросов посвящена семантическому прояснению того, что такое вопрос и чем, соответственно, является ответ на него. На большее она не претендует. В этом принципиальное отличие эротетической логики от других систем логики, представляющих собой систему правил вывода одних положений из других.

Любой вопрос всегда опирается на уже известное знание, которое выступает его базисом и выполняет роль предпосылки вопроса. Ответ представляет собой новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответа. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

Классификация вопросов

Вопросы различаются по своей структуре и своим функциям.

По логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа:

— уточняющие, или ли-вопросы;

— восполняющие, или что-вопросы.

Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Па-пример: «Верно ли, что Луна вращается вокруг Земли?» Грамматический признак уточняющих вопросов — наличие в предложении частицы «ли»: «Верно ли, что...»; «Является ли ...» и подобные им выражения.

Восполняющим называется вопрос, направленный на выявление новых свойств у исследуемых явлений: «Кто изобрел автомобиль?» и т.н. Грамматический признак восполняющих вопросов — наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? где? когда? как? и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что собой представляет исследуемый объект.

Различают также:

1. Правильно и неправильно поставленные вопросы. В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому он не может оцениваться в терминах истины и лжи: нс существует истинных или ложных вопросов. Вместе с тем вопрос явно или неявно предполагает определенное исходное, или базисное знание, выступающее предпосылкой вопроса. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность и неправильность постановки вопроса. Правильно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное знание. Неправильно поставленным является вопрос с ложным базисом. Примером неправильно поставленного может служить вопрос: «Какой размер имеет ракета, направляемая с экипажем на Марс?»

Предпосылка этого вопроса включает идею, что такая ракета уже существует.

2. Открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов. Закрытые вопросы — это вопросы, на которые можно дать только ограниченное количество ответов. Такие вопросы чаще всего используют во время социологических опросов. Например, вопрос «Следует ли строить па Луне промышленные предприятия?» является открытым, потому что человек может подробно высказать свое собственное мнение по этому поводу. Этот же вопрос можно сформулировать в закрытой форме, если добавить к нему перечень возможных ответов. Например, «Следует ли на Луне строить промышленные предприятия? (Считаю, что да; полагаю, что нет; не могу ответить)».

3. Простые и сложные вопросы. Простым называется вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов. Сложным является вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть;

— соединительными (конъюнктивными);

— разделительными (дизъюнктивными);

— смешанными (соединительно-разделительными).