Внутренняя организация парламента и его палат

Внутренняя структура палат парламента определяется их регламентами, в ряде стран - конституцией и законами. Численность членов палат парламента составляет от нескольких десятков до нескольких сот человек. Рекордсменом по численности является однопалатный парламент социалистического Китая - Всекитайское собрание народных представителей, состоящее почти из 3000 человек. Это отчасти можно объяснить огромной численностью населения и избирательного корпуса КНР.

Возглавляет палату руководитель, избираемый депутатами, как правило, на весь срок работы палаты, реже - на срок сессии. В отдельных случаях председателем палаты является не депутат, а лицо, занимающее эту должность согласно конституционным положениям (в Индии, США сенат возглавляет вице-президент).

Нижняя палата по численности больше верхней и формируется на основе более широкого народного представительства. Верхняя палата чаще всего выражает особые интересы регионов или субъектов федерации. В странах Запада палаты парламента действуют самостоятельно на основе принципа раздельного осуществления полномочий. Каждая из палат имеет закрепленный конституционными и законодательными нормами свой круг полномочий и предметов ведения.

Внутри палат из числа депутатов создаются специализированные рабочие структурные подразделения - комитеты и комиссии в целях предварительной подготовки и рассмотрения вопросов, выносимых на парламентское заседание. В зависимости от содержания подготавливаемых проектов решений они бывают:

o законоподготовительными (для разработки или рассмотрения проектов законов);

o следственными (для организации парламентских расследований);

o согласительными (для разрешения разногласий между палатами).

Комитеты и комиссии могут быть постоянными и временными. Обычно следственные и согласительные комиссии (комитеты) действуют ограниченный период времени. Постоянные комитеты (комиссии), создаваемые повсеместно, - по вопросам обороны, внешней политики (иностранным делам), безопасности (или контролю за деятельностью спецслужб), законодательству, промышленной политике, торговле, региональным связям, сельскому хозяйству. Действуют также следующие парламентские комиссии (комитеты) - мандатная, по регламенту, по обслуживанию депутатов.

В каждой стране своя номенклатура парламентских комитетов и комиссий. Обычно их более 10. Согласно конституционным нормам Германии (ст. 45, 45-а, 45-с) обязательным является образование следующих четырех комитетов бундестага: по делам Европейского союза, по иностранным делам, по обороне, по петициям. Другие комитеты могут быть созданы по решению палаты.

Большая роль в организации парламентской работы, представительстве социальных и политических интересов принадлежит партийным фракциям и депутатским группам, которые должны насчитывать определенное в парламентском регламенте число депутатов. Фракции возглавляются лидерами политических партий. Обычно руководящие и рабочие органы парламента, включая постоянные комитеты и временные комиссии, образованы на основе пропорционального представительства партийных фракций и депутатских групп. В привилегированном положении находятся партии, составляющие парламентское большинство.

Решающая роль в осуществлении законотворческих и контрольных полномочий при бикамеральном парламенте принадлежит нижней палате. Верхняя (вторая палата) принимает то или иное участие в законодательном процессе, одобряя, изменяя или отклоняя принятые нижней палатой законопроекты. Первостепенно значение нижней палаты в принятии финансово-бюджетных законов.

Внешними органами парламента могут быть депутатские делегации, участвующие в межпарламентских ассамблеях, в межгосударственных союзных органах.

Во многих странах действуют специальные органы финансового контроля, образуемые парламентом и подконтрольные ему. Чаще всего они именуются счетными палатами (Бельгия, Германия, Италия, Франция и др.). Их главная задача - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей государственного бюджета и отдельных государственных внебюджетных фондов, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности, предотвращение правонарушений в финансово-бюджетной сфере. Эти контрольные органы регулярно представляют парламенту или сто палатам информацию о ходе исполнения государственного бюджета и о проведенных контрольных мероприятиях.

В Польше важными полномочиями обладает Верховная контрольная палата - высший орган государственного контроля, подчиняющийся нижней палате парламента - Сейму.

При парламентах создаются такие органы, как омбудсмен (уполномоченный) по защите прав человека, женщин, национальных меньшинств, комитеты по связям с соотечественниками за рубежом, экспертно-консультативные советы по совершенствованию законодательства, по согласованию социально-экономических интересов между государством, работодателями и профсоюзами.