Виды управления организационными системами
Управленческая деятельность многообразна. Она осуществляется в различных организациях и на предприятиях и в различных видах: это техническое управление технологическими и естественными процессами; государственное управление жизнью общества; управление социальными процессами; идеологическое управление; управление хозяйственной, производственной, экономической и иной деятельностью.
Объект управления представляет собой совокупность тех элементов организации, предприятия, системы или общества, на которые направлена осознанная деятельность человека. Он имеет пространственные и временные границы. Субъект управления – тот, кто направляет управленческую деятельность, ее источник, которым может быть отдельное лицо или группа организационно выделенных лиц. Он также имеет пространственные и временные границы.
Субъект управленческой деятельности – физическое лицо, человек, который может принадлежать и к субъекту управления, и к его объекту. Субъект управления и его объект в любой организованной системе находятся в неразрывной связи, которая реализуется через отношения субъектов управленческой деятельности. Таким образом, в фокусе управления размещена управленческая деятельность, которая представляет собой специфическую разновидность трудовой деятельности и характеризуется особым предметом и средствами деятельности, особенностями управленческого труда. Предметом управленческого труда и его непосредственным результатом является информация, а его средствами является все то, что способствует реализации управленческой деятельности – информация, средства ее передачи, компьютерные технологии. Управленческий труд по своей природе относится к категории умственного труда, требующего нервно-психических усилий. Он имеет собственные подвиды – инженерный, конструкторский, исследовательский и другие, которые различным образом сочетаются и комбинируются в пространстве и во времени процесса управления. Эти подвиды управленческого труда существенно различаются по целевому назначению, конкретному содержанию, степени сложности, многообразным формам и методам осуществления.
Сложность управленческого груда определяется масштабом, количеством и ОГЛАВЛЕНИЕм решаемых проблем, разнообразием применяемых методов, степенью новизны принимаемых управленческих решений, их оперативностью, самостоятельностью, уровнем риска, значимостью, перспективностью. Управленческий труд осуществляется в формах эвристического, административного и операторного труда. Первые две формы – более сложные по содержанию и осуществляются руководителями различного ранга и специалистами; операторный груд – более простой, часть его не относится к умственному труду и выполняется специалистами более низкого уровня и квалификации, чем первые две формы, а также техническими исполнителями.
Виды управления в организациях определяются прежде всего по функциональному признаку. К общим функциям менеджмента относятся:
– управление персоналом;
– управление информацией;
– управление производством;
– управление финансами;
– управление имуществом;
– управление качеством;
– управление запасами;
– управление маркетингом.
Управление персоналом – стратегическое и оперативное управление деятельностью, направленное на повышение эффективности использования человеческих ресурсов.
В общем виде управление персоналом, являясь одной из функций управления организацией (предприятия, бизнес-организации), включает в себя следующее:
– анализ содержания функций каждого работника;
– планирование потребности в персонале;
– создание базы данных и подбор персонала;
– найм и увольнение работников;
– адаптацию и обучение новых работников;
– управление оплатой и стимулированием работников;
– оценку работника;
– коммуникации в организации;
– обучение, развитие, планирование карьеры работника;
– технику безопасности.
Важно подчеркнуть, что любая проблема управления человеческими ресурсами является общей, требующей решения на всех уровнях управления.
Управление информацией (информационный менеджмент) предусматривает планирование, организацию, координацию и контроль информационной деятельности организации и информационных процессов для целенаправленного использования информации как ресурса.
Управление производством (производственный менеджмент) заключается в управлении объектами или процессами, которые производят товары и (или) предоставляют услуги. Управление производством обеспечивает согласованность между процессами (операциями) и выполняет основные функции, возникающие в жизнедеятельности производственной или сервисной системы в целом.
Управление финансами (финансовый менеджмент) – это совокупность концепций, правил, методов выработки и принятия финансовых и инвестиционных решений. Инвестиционные решения содержат ответ на вопрос о том, куда вложить деньги с целью получения дохода. Финансовые решения формируются в процессе поиска необходимых финансовых ресурсов. К основным целям финансового менеджмента относятся:
– максимизация прибыли;
– рост платежеспособности;
– рост стоимости акционерного (собственного) капитала.
Основные виды деятельности в системе финансового менеджмента включают в себя:
– финансовое планирование;
– учет и контроль;
– ценообразование;
– управление ликвидностью;
– управление финансовой устойчивостью;
– управление акционерным капиталом;
– дивидендная политика и др.
Управление имуществом характеризуется как стратегическое и оперативное управление деятельностью, направленное на повышение эффективности использования (сохранение и увеличение) собственности (имущества, недвижимости, земли и др.).
Управление качеством – вид деятельности, направленный на достижение качества деятельности, повышение конкурентоспособности организации или производимого продукта, что является основной ее целью в рыночных условиях.
Управление запасами – особый вид управления, свойственный не всем организациям, а только тем, что относятся к разряду предприятий. Управление запасами представляет собой рационализацию запасов произведенных товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении уровня обслуживания и бесперебойной работы предприятия.
Управление маркетингом – особый вид деятельности организации. Он направлен на достижение согласованности внутренних возможностей организации с требованиями внешней среды для обеспечения получения прибыли или достижения иной цели (например, социальной). Основной особенностью маркетинговой функции является ее взаимодействие с такими общими функциями, как производственная, финансовая, информационная и др., что приводит к образованию маркетинговой подсистемы организации.