Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность

Все компоненты деятельности, за исключением собственно действий, непосредственно влияют на развитие личности, ее свойств (направленности, черт характера, способностей), эмоциональной сферы и профессионально важных качеств (качеств, обеспечивающих достижение определенного уровня и качества деятельности). Они, в свою очередь, ведут к поведенческим изменениям (проявлением человека в деятельности). Личностные изменения под воздействием компонентов деятельности носят первичный характер, а поведенческие – вторичный.

Собственно действия по реализации деятельности также способствуют определенным поведенческим изменениям (в знаниях, умениях и навыках человека). Последние, в свою очередь, стимулируют развитие качеств личности, определяющих действенность ее практической деятельности. Таким образом, поведенческие изменения под влиянием практических действий человека носят первичный характер, а личностные – вторичный.

Изложенное показывает, что всякая деятельность (кроме однообразной) способствует изменению личности исполнителя. Спектр таких изменений исключительно широк. Они могут носить прогрессивный (развивающийся) или регрессивный (негативно изменяющийся, разрушающий) характер.

Прогрессивное изменение человека в следствии профессиональной деятельности – это личностное и поведенческое качественное совершенствование, обеспечивающее его способность эффективно выполнять должностные обязанности, положительно меняться в отношении к себе, объекту деятельности, самой профессиональной деятельности, ее результатам, другим людям. Регрессивное – это личностное и поведенческое качественное изменение специалиста, негативно сказывающееся на его отношение к себе, объекту деятельности, самой профессиональной деятельности, ее результативности, другим людям.

Влияние деятельности различно не только но направленности, но и по интенсивности. Чем больше человек включен в деятельность, тем большие изменения происходят в его личности и поведении. На определенных этапах это ведет к качественному изменению. Человек достигает другого уровня профессионализма (умению выполнять деятельность), отношения к себе, объекту и самой деятельности, к другим людям. Характер и интенсивность изменений зависит от вида деятельности, отношения и активности в ней.

Выделяются следующие основные виды деятельности:

профессиональная – специально организованная и регламентированная деятельность специалиста, направленная на достижение прогнозируемого общественно важного результата с применением определенных средств. В зависимости от назначения, специфики организации, регламентации и прогнозируемости профессиональной деятельности, она имеет разные количественные и качественные характеристики;

педагогическая – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями;

социально-педагогическая – деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально-педагогическую цель, средства, процесс деятельности, с учетом социальных условий и решаемых проблем, соответствующий результат.

социально-реабилитационная (социальная работа) – особый вид профессиональной деятельности, направленной на решение социальных проблем объекта (клиента). Социальный работник выступает субъектом; объектом его деятельности является человек, имеющий социальные проблемы и нуждающийся в помощи специалиста; средством – экономические, медицинские, психологические, социально-педагогические технологии, методы и педагогическая техника социального работника.