Ведомственный контроль
Основным видом контроля, который осуществляется в системе МВД России, является ведомственный контроль, который проводится силами самого Министерства. Именно с помощью данного вида контроля выявляется большинство нарушений законности и служебной дисциплины среди личного состава органов внутренних дел.
Несмотря на эффективность ведомственного контроля как способа обеспечения законности в органах и учреждениях системы МВД России, исследование показывает, что в отдельных органах внутренних дел сложившаяся система ведомственного контроля была недостаточно эффективно организована. Установлено, что некоторые руководители не обращают должного внимания на состояние исполнительской дисциплины и должным образом не контролируют выполнение подчиненными требований нормативных правовых актов, в том числе и нормативных актов МВД России. Это позволило отдельным сотрудникам нарушать права граждан, осуществлять вымогательство денег у предпринимателей, совершать иные коррупционные правонарушения.
Главным субъектом контрольной деятельности в системе МВД России является министр. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МВД России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр внутренних дел в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми субъектами, которым они адресованы, принимает индивидуальные правовые акты и организует их выполнение и соблюдение.
Контроль за выполнением тех или иных нормативных правовых актов министр может возложить на своих заместителей, которые курируют соответствующие направления деятельности МВД России. Министр обладает и рядом иных контрольных полномочий в сфере внутренних дел: может ставить задачи в том или ином контрольном мероприятии, утверждать график проведения контрольных мероприятий, определять должностных лиц, которые будут возглавлять проведение комплексных проверок служебной деятельности в МВД, ГУ МВД по субъектам РФ. Министр также заслушивает и проверяет отчеты, справки, докладные записки, подготовленные по результатам проведения контрольных мероприятий. Министр может устанавливать периодичность проведения контроля, а также форму контрольного мероприятия; определять и утверждать перечень должностных лиц, которые будут осуществлять соответствующее контрольное мероприятие в составе комиссии, группы, а также определять критерии его эффективности.
Министр внутренних дел также может координировать контрольную деятельность, которая осуществляется в системе МВД России, обеспечивать взаимодействие структурных подразделений и должностных лиц, осуществляющих проведение тех или иных контрольных мероприятий. Аналогичными полномочиями (в пределах своей компетенции) обладают министры внутренних дел в республиках в составе Российской Федерации, а также начальники ГУ МВД России по субъектам Федерации.
Коллегиальным контрольным органом в системе МВД России является коллегия Министерства в составе: министра (председатель коллегии), его заместителей, а также иных должностных лиц, входящих в нее по должности. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом России. На коллегию МВД России могут приглашаться члены Правительства РФ, должностные лица правоохранительных и контрольных органов, высших судебных инстанций, отдельные депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, а также представители общественности и др. На коллегии, как правило, выступает
Президент России, который дает оценку деятельности Министерства, ставит перед ним приоритетные правоохранительные задачи, решает кадровые и контрольные вопросы. На коллегии заслушиваются руководители Министерства, отдельные руководители МВД, ГУ МВД России но субъектам Федерации. В ходе коллегиального обсуждения вопросов и проблем деятельности МВД России осуществляется контроль за выполнением тех задач и поручений, которые ставились перед структурными подразделениями МВД России, а также органами и учреждениями системы МВД России. По результатам заслушивания руководителей МВД России могут делаться оргвыводы, а также приниматься решения об ответственности соответствующих должностных лиц системы МВД России.
Существенными контрольными полномочиями наделяются структурные подразделения МВД России, которые осуществляют контроль за деятельностью должностных лиц, сотрудников и гражданских служащих Министерства как по вертикали, так и по горизонтали. Этот контроль затрагивает кадровые, материально-технические, оперативно-служебные, административно-инспекторские, а также другие вопросы деятельности МВД России. Свои контрольные полномочия в сфере деятельности органов внутренних дел, как уже отмечалось, реализуют министры внутренних дел республик в составе Российской Федерации, а также руководители ГУ МВД России по субъектам Федерации. Соответствующие руководители являются основными субъектами контроля оперативно-служебной деятельности в регионах, свою контрольную власть они должны сопоставлять с контрольными полномочиями должностных лиц центрального аппарата, а также должностных лиц ГУ МВД России по федеральным округам. Как показывает практика, руководители МВД, ГУ МВД России по субъектам Федерации, как правило, делегируют часть контрольных полномочий своим заместителям, а также специальным контрольным структурам.
Важное место в системе МВД России принадлежит территориальным органам внутренних дел. Именно от деятельности таких органов и их должностных лиц зависит эффективность охраны общественного порядка, обеспечения личной и имущественной безопасности граждан и хозяйствующих субъектов. От того, насколько высок уровень законности и дисциплины сотрудников территориальных органов внутренних дел, зависит доверие граждан к системе МВД России. Поэтому кадровый контроль за деятельностью сотрудников, непосредственно обеспечивающих правопорядок, а также ведущих борьбу с преступностью, объективно необходим.
Уровень законности и служебной дисциплины в территориальном органе внутренних дел зависит от целого ряда обстоятельств, в частности от личного состава, несущего службу по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Некоторые руководители территориальных (городских, районных) органов внутренних дел, а также сотрудники кадровых аппаратов еще недостаточно глубоко проверяют и оценивают личные и деловые качества кандидатов, рекомендуемых на службу в органы внутренних дел, а также сотрудников, выдвигаемых на руководящие должности. Нужно признать, что институт поручительства в системе МВД России пока еще не дал ощутимых результатов, поэтому продолжают иметь место случаи поспешного назначения на руководящие должности сотрудников, которые по своим личным, деловым, профессиональным и моральным качествам не могут выполнять обязанности блюстителей законности.
В связи с этим кадровый контроль должен занять приоритетное место в работе руководителя территориального органа внутренних дел. В целях улучшения контроля за деятельностью подчиненных сотрудников начальник территориального органа внутренних дел должен осуществлять непосредственное наблюдение за деятельностью руководителей служб, подразделений, а также рядовых сотрудников, осуществляющих выполнение возложенных на них задач; периодически гласно и негласно проводить проверку деятельности соответствующей службы органа внутренних дел и ее сотрудников, изучать служебную документацию, жалобы, отзывы граждан и т.п. При этом каждый руководитель не должен забывать проводить индивидуальную воспитательную работу с подчиненными сотрудниками, комплексно используя в отношении них весь арсенал мер поощрения и дисциплинарного воздействия. Эти меры должны подкреплять соответствующие контрольные мероприятия. Только в этом случае от кадрового контроля можно добиться максимально полного результата и сделать его подлинно эффективным средством обеспечения законности и дисциплины в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
К форме контроля за деятельностью подчиненных в территориальных органах внутренних дел можно отнести индивидуальное заслушивание руководителей на оперативных совещаниях. Служебная деятельность, осуществляемая в системе МВД России, достаточно разнообразна. Фактически для каждого ее направления практикой выработаны различные формы контрольной деятельности, которые позволяют дифференцированно подойти к организации и проведению контрольного мероприятия. В настоящее время в системе МВД России с положительной стороны себя зарекомендовали такие формы контроля, как: контрольные проверки, разовые проверки, комплексное инспектирование, повседневный оперативный контроль за исполнительной дисциплиной сотрудников и др.