Виды лицензий на право использования программного обеспечения с открытым исходным кодом
Появление программ данного класса связано с идеей создания ПО, свободного от ограничений в обороте. В 1998 г. по предложению американских разработчиков Брюса Перенса и Эрика Рэймонда создана организация "Инициатива открытых кодов"
(Open Source Initiative, OSI). Это движение разработало и опубликовало "Определение программного обеспечения с открытым программным кодом".
Лицензия программ с открытым кодом предусматривает следующие правомочия:
1) на доступ к исходному коду;
2) на изменение программы для ЭВМ;
3) на распространение измененной программы на тех же условиях, на основании которых данное программное обеспечение было получено лицензиатом;
4) лицензиата на использование программы для ЭВМ по назначению;
5) на дальнейшее распространение пользователем программы без уплаты отчислений и вознаграждений.
В качестве дополнительных правомочий лицензии программ с открытым кодом могут содержать:
1) описание изменений, производимых каждым из лицензиатов;
2) отказ от предоставления гарантий,
3) отказ от ответственности за убытки;
4) регулирование патентных вопросов;
5) положения о совместимости данной лицензии с другими лицензиями;
6) регулирование авторского права на текст открытой лицензии;
7) указание на произведенные изменения в полученном открытом коде;
8) положения о применимом праве и компетентном суде.
Однако это не означает, что лицензия на программу с открытым кодом обязательно предоставляется бесплатно, могут быть варианты и платного предоставления (например, платная сервисная поддержка или коммерческая лицензия для использования свободного кода для разработки программного обеспечения). Использование программы с открытым кодом означает, что код открыт, его можно переработать и на основании такого кода создать свою программу – "производное произведение". Программное обеспечение, пользователям которого не предоставляется право на модификацию открытого кода, является несвободным – независимо от любых других условий.
С января 2012 г. в Российской Федерации впервые введено понятие программы с открытым кодом, как программного обеспечения, распространяемого на условиях простой (неисключительной лицензии) или исключительной лицензии, которые предоставляют пользователю доступ к исходным кодам программы[1].
Различные лицензии открытого программного обеспечения предусматривают разные права и обязанности. В некоторых лицензиях на использование программ с открытом кодом при распространении переработанной, модифицированной программы на автора таких изменений возлагается обязанность информировать о том, какие функции, процедуры первоначальной программы были изменены или вновь созданы. Такие действия предусматриваются для информирования других пользователей, чтобы не нанести ущерб авторам первоначальной программы в случае, если производная программа окажется некачественной и нефункциональной.
Концепция свободного программного обеспечения основывается на четырех основных свободах:
1) свобода воспроизводить на компьютере и запускать программу для любых целей;
2) свобода изучения работы программы и адаптации ее к нуждам пользователя;
3) свобода тиражировать и распространять полученные копии свободного программного обеспечения;
4) свобода улучшать программу, т.е. модифицировать ее и распространять в модифицированном виде.
Только программа для ЭВМ, удовлетворяющая всем принципам, может считаться свободной. К свободам можно отнести и свободу определения возмездности такого лицензионного соглашения на использование программы для ЭВМ. Таким образом, можно утверждать, что свободное ПО можно распространять на возмездной основе, соблюдая при этом свободу пользователя получить исходные тексты программ, изменять их и распространять далее.
Существуют следующие виды лицензий с открытым программным кодом:
– General Public License (GPL);
– Apache Software License;
– лицензия Berkeley Software Distribution (BSD);
– лицензии Massachusetts Institute of Technology (MIT);
– Mozilla Public License (MPL) и др.
Общий смысл GPL, BSD, MIT заключается в расширении полномочий пользователя программы и одновременном возложении на него некоторых обязанностей, которые не свойственны лицензиям, предусмотренным законодательствами РФ и зарубежных стран. Но в настоящее время разработка такого программного обеспечения стала поддерживаться и в Российской Федерации. Кроме того, приняты Концепция об административной реформе в Российской Федерации[2] и Федеральная целевая программа "Электронная Россия".
Перечислим главные характеристики открытого программного обеспечения[3].
1. Свободное распространение
Лицензионное соглашение не должно ограничивать право на продажу или распространение программного обеспечения, которое является компонентом составного ПО, включающего программы из разных источников.
2. Исходный код
Программа должна содержать исходный код, который, как и компилированные формы, можно распространять. Некоторые варианты продуктов распространяются без исходного кода. В этом случае должны существовать общеизвестные способы, как получить исходный код по умеренной цене или возможность бесплатного получения посредством Интернета. Исходный код должен быть в таком виде, чтобы программист мог модифицировать программу. Сознательно "затемненный" исходный код, промежуточные формы, такие как выходное устройство препроцессора или транслятора, не допускаются.
3. Вторичные продукты. Лицензионное соглашение должно давать право на модификацию и разработку собственных производных продуктов, на распространение программного обеспечения на тех же условиях, что и лицензия исходной программы.
4. Сохранение авторского исходного кода. Лицензионное соглашение может ограничивать распространение продукта, исходный код которого был модифицирован третьими лицами. Соглашение может допускать распространение прикрепленных файлов с исходным кодом для модификации программы во время создания. Лицензия должна давать право на распространение собственной программы, созданной путем модификации исходного кода. Лицензионное соглашение может содержать требования об изменении названия программного обеспечения или номера версии производных продуктов.
5. Никаких ограничений в отношении частных лиц или групп пользователей. Лицензионное соглашение должно быть доступно всем обратившимся.
6. Никаких ограничений в отношении области применения. Лицензионное соглашение не должно содержать ограничения на использование программы в определенной области деятельности, например в коммерческой или в области других исследований.
7. Распространение лицензии. Права, прилагающиеся к программе, должны распространяться на всех, кто ее использует. Дополнительная лицензия для этого не требуется.
8. Лицензионное соглашение не должно быть специальным для части продукта. Права, получаемые с комплексом ПО, распространяются на каждый отдельно взятый элемент комплекса. Если программа взята из дистрибутива и используется вне его, на программу распространяются условия лицензионного соглашения дистрибутива.
9. Лицензионное соглашение не должно содержать ограничений в отношении других ПО, т.е. программных средств, которые распространяются вместе с лицензионным ПО. В лицензии также не должно быть требований об открытости программных средств, не создающихся по данному лицензионному соглашению.
10. Лицензия должна быть технологически нейтральной. Условия лицензионного соглашения не могут быть основаны на отдельных технологиях и стиле интерфейса.
Соблюдение вышеуказанных условий при заключении лицензионного соглашения позволяет судить о программе для ЭВМ как об открытом ПО.
Программное обеспечение с открытым кодом похоже на бесплатное ПО, но с существенной разницей – в случае бесплатного ПО исключительные права на исходный код остаются за правообладателем программы, а в случае ПО с открытым кодом подобные права у правообладателя программы не сохраняются, а сохраняются лишь неимущественные права, как первоначального разработчика, так и всех последующих разработчиков.
В 2006 г. в Российской Федерации во исполнение приказа Мининформсвязи России от 29.06.2006 № 83 "О мероприятиях Мининформсвязи России на 2006 год по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации" был разработан план мероприятий по содействию разработке, а также использованию в органах государственной власти свободного ПО (с открытыми исходными кодами). План содержал следующие мероприятия:
1) разработка требований и рекомендаций по использованию открытых стандартов и спецификаций при разработках программ для ЭВМ для государственных и муниципальных нужд;
2) оценка экономической эффективности внедрения ИСО/МЭК 26300:2006 (формат открытого документа для офисных применений);
3) организация участия представителей администрации связи Российской Федерации в международных организациях по стандартизации в сфере информационных технологий, а также содействие и координация участия представителей российских компаний в международных организациях по стандартизации (в случае если участие государственных органов в таких организациях не предусмотрено);
4) разработка и внедрение порядка получения (включая определение объема и оценку) и схемы управления правами на программное обеспечение для ЭВМ, получаемыми заказчиками в результате выполнения работ для государственных и муниципальных нужд;
5) совершенствование механизмов мониторинга условий конкурсов в целях контроля обеспечения разработчикам различного программного обеспечения равных рыночных условий;
6) разработка концепции и плана мероприятий в целях повышения уровня профессионального образования и подготовки пользователей в сфере инфокоммуникационных технологий;
7) разработка перечня типов (разновидностей) свободных программ для ЭВМ, целесообразность и обоснованность преимущественного использования которых доказана мировой практикой и (или) признается значительным количеством участников рынка, а также разработка для различных целей, в том числе для целей стандартизации, иных классификаторов;
8) разработка концепции и плана мероприятий по развитию в Российской Федерации, в том числе для государственных и муниципальных нужд, сервис-ориентированной модели распространения программ для ЭВМ.
Министерство экономического развития РФ опубликовало критерии привлекательности применения свободного программного обеспечения для нужд государственных органов в Российской Федерации[4]:
• антикоррупционность;
• безопасность;
• защита национальных интересов;
• дружественность к гражданам;
• легкость адаптации;
• экономическая выгода.
Качество таких программ для ЭВМ соизмеримо с коммерческими программами. Связано это с тем, что данное программное обеспечение тестируется, изменяется, улучшается всеми желающими, поэтому число разработчиков, трудящихся над улучшением программы, приравнивается к штату разработчиков коммерческого обеспечения с закрытым кодом (а в некоторых случаях значительно превышает их число).
Положительным моментом является и то, что такое ПО оказалось не только общедоступным, но и надежным, причем свобода творчества для авторов такого ПО важнее вознаграждения. Конечно, неимущественные права в таких лицензиях обязаны соблюдаться, т.е. для авторов распространяемых лицензий программ с открытым кодом особой важным является соблюдение неимущественных прав, таких как проставление знака охраны, года первого опубликования и имени автора или иного правообладателя.
Все это позволяет говорить о том, что ПО с открытым кодом приобретает большую популярность, и не только ведущие мировые корпорации, такие как IBM и Hewlett Packard, но и российские компании оказываются в числе использующих и разрабатывающих эти программы, в том числе для зарубежных заказчиков.
Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 1447-р закрепляется право использования в школах Российской Федерации любого ПО с открытым программным кодом. В 2009 г. Федеральная служба судебных приставов отчиталась о внедрении ПО с открытым кодом – Open Office, с целью реализации государственной политики в области использования свободного ПО. "В апреле – мае 2009 г. проведены сеансы видеоконференцсвязи с руководителями территориальных органов ФССП России с использованием свободного программного обеспечения.
В целях своевременного и регулярного размещения информации на официальном интернет-сайте центрального аппарата ФССП России, систематического информирования граждан и организаций о деятельности ФССП управлением информационных технологий проведены работы по доработке программной платформы и дизайна сайта, что позволило значительно расширить его функциональные возможности сайта, повысить информативность и посещаемость"[5].
Концепция развития свободного ПО в Российской Федерации предполагала создание до 2010 г. следующих продуктов:
1) стандартных комплексных офисных решений для государственных гражданских служащих, а также работников бюджетной сферы;
2) стандартных решений для обеспечения работы образовательных учреждений;
3) ПО для пунктов коллективного доступа к сети Интернет;
4) ПО для интернет-сайтов государственных услуг;
5) интеграционной платформы для целей электронного правительства;
6) защищенных решений для критически важных объектов;
7) развитие сервис-ориентированной модели распространения программ для ЭВМ.
В настоящее время многое из заявленных пунктов выполнено. Таким образом, специфика лицензионного соглашения на использование ПО с открытым программным кодом определяется объемом передаваемых исключительных прав лицензиату. Важно отметить, что такие лицензионные договоры никак не влияют на личные неимущественные права авторов программ, более того, они в большей степени защищают такие права. Данные программы обладают большей надежностью, безопасностью, так как код программы можно проверить и в случае необходимости перепрограммировать, что в рамках выполнения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации[6], а также Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[7] является основополагающей задачей обеспечения национальной безопасности. В Стратегии национальной безопасности к средствам обеспечения национальной безопасности отнесены в том числе технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Использование программ с открытым кодом на территории РФ позволит не только разнообразить программы для ЭВМ, но и увеличить число разработчиков, уменьшив тем самым количество монополистов. Кроме того, это символизирует развитие качественно новых явлений во взаимоотношениях автора программы для ЭВМ и пользователя программного обеспечения с открытым кодом на территории РФ. Положительным фактором является и то обстоятельство, что территориальный признак, применяемый законом для исключительных прав, отсутствует в программах с открытым кодом. Таким образом, использование такого класса программ на территории РФ будет способствовать устранению многих правонарушений в области авторского права.
С введением в 2012 г. в Национального стандарта РФ ГОСТ Р 54593-201 свободное программное обеспечение является безопасной, надежной и финансово-привлекательной платформой для построения информационных систем в корпорациях и государственном секторе. Свободное программное обеспечение обеспечивает: технологическую независимость разработки и использования программного обеспечения от монополиста; независимость в выборе аппаратной платформы; низкую начальную стоимость оборудования; раннее обнаружение дефектов в программном обеспечении и возможность быстрого их исправления; отсутствие обязательной платы за право использования продуктов.
Свободное программное обеспечение использует принципы открытых систем, которые в настоящее время являются основной тенденцией развития области информационных технологий, систем, а также средств вычислительной техники, поддерживающих эти технологии. Идеологию открытых систем реализуют в своих последних разработках все ведущие фирмы – поставщики средств вычислительной техники, передачи информации, программного обеспечения и разработки прикладных информационных систем.
Итак, раскроем правомочия, передаваемые по различным видам лицензий на программы для ЭВМ с открытым программным кодом.