Устав муниципального образования
Основным документом, определяющим статус местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании, является его устав. Устав занимает исходное положение в системе нормативных правовых актов муниципального образования, регламентирующих местное самоуправление. Следует отметить, что ни Конституция РФ, ни законодательство не смогут учесть все традиции, обычаи и особенности организации управления отдельных территорий: городских, сельских и иных поселений.
При характеристике устава муниципального образования необходимо выделить ряд присущих ему признаков:
1) наличие устава в любом муниципальном образовании является обязательным. Только в уставе муниципального образования должны содержаться вопросы, без регулирования которых муниципальное образование не будет являться полноценным. В соответствии с Инструкцией о ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации (утверждена приказом Минюста России от 19.08.2005 № 136) обязательными документами для включения муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований являются копия официально опубликованного устава муниципального образования и копия свидетельства о государственной регистрации устава. Таким образом, отсутствие устава не позволит муниципальному образованию быть зарегистрированным;
2) высшая юридическая сила устава на территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты, принимаемые в муниципальном образовании, не должны противоречить уставу муниципального образования;
3) устав применяется только на территории конкретного муниципального образования;
4) прямое действие устава. Нормы устава действуют непосредственно. Например, при защите в суде своих прав на осуществление местного самоуправления гражданину достаточно сослаться на соответствующую норму устава муниципального образования, несмотря на то что иные муниципальные правовые акты в развитие указанной нормы еще не приняты;
5) особый субъект принятия устава. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования. Это общее правило. Исключение составляют муниципальные образования с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек. В подобных ситуациях принятие устава является исключительным полномочием схода граждан.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Если указанные акты принимаются на сходе граждан, то для их принятия достаточно более половины голосов от числа участников схода. Уставы муниципальных образований, акты о внесении в них изменений, дополнений подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, уставом муниципального образования является муниципальный правовой акт высшей юридической силы в системе остальных муниципальных правовых актов, принятый представительным органом муниципального образования либо населением муниципального образования, имеющий прямое действие и применяющийся на всей территории конкретного муниципального образования.
Что касается вопросов, которые должны содержаться в уставе муниципального образования, то их можно объединить в следующие группы.
Организационные вопросы. 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования. В уставах нет смысла обозначать территории и границы муниципального образования, поскольку указанный вопрос относится к компетенции субъектов РФ.
Вопросы, связанные с осуществлением местного самоуправления органами власти и населением: 1) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; 2) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 3) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; 4) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; 5) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; 6) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Вопросы, определяющие экономическую основу местного самоуправления: 1) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета; 2) порядок контроля исполнения местного бюджета в соответствии с БК.
Уставом муниципального образования могут регулироваться иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. К таковым, например, относятся: установление официальных символов муниципальных образований, порядок организации и проведения публичных слушаний; порядок и сроки рассмотрения обращений граждан; порядок проведения собраний и конференций граждан и т.п.