Тематическая организация знаний
На протяжении многих лет (возможно, со времен Локка) исследователи познания считали категориальную организацию высшей формой семантической организации. Другие способы семантических представлений считались временными, преходящими, уникальными для определенных возрастов и психических состояний (Выготский, 1934; см. однако Bouer & Mandler, 1989; Markman & Seibert, 1976). Начиная с конца 60-х гг. прошлого века, когда наметился интерес к исследованию тематических отношений и вопросам обработки связного текста (см., например, Bransford & Johnson, 1972; Dooling & Lachman, 1971; Dooling & Mullet, 1973), а также отвечая на новые запросы практики, прежде всего связанные с разработкой проблем искусственного интеллекта, стали говорить о существовании в памяти человека двух относительно независимых друг от друга систем знаний: категориальных и некатегориальных – схематических (Mandler, 1979). Кроме того, исследования категориальных структур показали, что их организации и строение в значительной степени отличаются от традиционных локковских описаний (Mervis & Rosch, 1981; Выготский, 1934).
Первые исследования, посвященные эффектам тематической организации, велись вне какого-либо четко обозначенного теоретического контекста. Они были направлены большей частью на анализ роли тематических предположений в понимании и запоминании связного текста (Bransford & Johnson, 1972; Dooling & Lachman, 1971; Dooling & Mullet, 1973; Pompi & Lachman, 1967). Все они показали, что чем более знакома тематика того или иного текста испытуемому, тем лучше текст припоминается и тем выше рейтинг его понятности.
Наиболее показательны и наиболее известны в этом отношении эксперименты Брансфорда и Джонсон (Bransford & Johnson, 1972). Эти исследователи продемонстрировали, что когда испытуемому предлагается текст, тематика которого для него неочевидна, то уровень припоминания такого текста и успешность его понимания зависят от того, сообщается ли испытуемому какая-либо дополнительная информация о тематике текста. При этом важно отметить, что маркировка тематики после предъявления текста не приводит к улучшению воспроизведения и возрастанию уровня понимания этого текста по сравнению с отсутствием таковой.
И хотя позже выяснилось, что сохранность текста как такового в памяти человека не обусловлена тем, маркируется он или нет, и что полученный ранее результат относится не столько к запоминанию, сколько к воспроизведению, не столько к пониманию, сколько к субъективному переживанию понятности (Alba, Alexander, Hasher & Caniglia, 1981), эти результаты не могут не навести на мысль о том, что процессы обработки текстовой информации опосредствуются специальными интегральными механизмами памяти. В дальнейшем обнаружилось, что подобные интегральные механизмы опосредствуют и процессы распознавания пространственных сцен (Goodman, 1980; Friedman, 1979; Loftus & Mackwort, 1978; Loftus, Miller & Burns, 1978; Mandler & Johnson, 1976; Mandler & Parker, 1976). В качестве таких интегральных механизмов постулируется существование фреймов (Минский, 1978), скриптов (Schank & Abelson, 1977), грамматик историй (Thorndyke, 1977), планов (Schank & Abelson, 1977), целей (Schank & Wilensky, 1979), сценариев (Абельсон, 1987).
В настоящее время существует достаточно развитый теоретический аппарат, описывающий структуру и способы функционирования этих интегральных образований. Менее разработанными являются конкретные экспериментальные свидетельства за или против них.