Таможенная транзитная система МДП
Процедура таможенного контроля за международными дорожными перевозками грузов реализуется в рамках таможенной транзитной системы МДП. Ее основные положения закреплены в Конвенции МДП, принятой в 1959 г. Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН. Конвенция вступила в силу в 1960 г. В 1975 г. Конвенция МДП была пересмотрена, и ее новая редакция вступила в силу в 1978 г. Как эффективный международный нормативный правовой акт она быстро нашла своих приверженцев не только в Европе, но и в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной и Южной Америке. В настоящее время насчитывается более 60 участников данной Конвенции.
Действие Конвенции МДП распространяется на перевозки товаров, осуществляемых без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах с пересечением одной или нескольких границ от таможни отправления одной страны до таможни назначения другой страны при условии, что определенная часть операции МДП между ее началом и концом производится автомобильным транспортом.
Конвенция существенно упростила таможенный контроль груза при пересечении границы, сократила требования к контролю. Товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты ввозных или вывозных пошлин и налогов в промежуточных таможнях. Если товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, транспортируются в запломбированных дорожных транспортных средствах, запломбированных составах транспортных средств или запломбированных контейнерах, они, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях. Он может производиться только в исключительных случаях, если имеются основания полагать, что в запломбированных отделениях транспортных средств или контейнерах находятся предметы, не указанные в грузовом манифесте книжки МДП.
Условия применения Конвенции МДП
Данная Конвенция применяется при наличии ряда условий. Во-первых, перевозки должны осуществляться транспортными средствами, отвечающими предъявляемым требованиям. Эти требования указаны в Приложении № 2 к Конвенции МДП и касаются конструкции и оборудования транспортных средств. В соответствии со ст. 1 Приложения № 2 к международным перевозкам грузов под таможенными печатями и пломбами могут допускаться только транспортные средства, грузовые отделения которых сконструированы и оборудованы таким образом, чтобы: а) грузы не могли извлекаться из опечатанной части транспорта или загружаться туда без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб; б) печати и пломбы могли налагаться простым и надежным способом; в) в них не было никаких потайных мест для сокрытия грузов; г) все места, в которых могут помещаться грузы, были легко доступны для таможенного досмотра.
В отдельных статьях Приложения № 2 детализируются требования к конструкции грузовых отделений, брезенту транспортных средств, его креплению.
Второе условие применения Конвенции МДП – наличие гарантий перевозки со стороны объединений, определенных участниками Конвенции МДП в качестве гарантов. Такие объединения, именуемые в Конвенции гарантийными объединениями, гарантируют уплату пошлин и сборов, в отношении которых существует риск неуплаты самими перевозчиками в процессе выполнения транзитных операций. При этом они несут солидарную ответственность с перевозчиками но уплате указанных сумм.
Национальные гарантийные объединения образуют международную систему гарантий, которая управляется и обеспечивается МСАТ.
Конвенцией МДП определен рекомендуемый предел ответственности гарантийных объединений в размере 50 тыс. долл. США но одной книжке МДП. При перевозке алкогольных напитков и табачных изделий предел ответственности возрастает до 200 тыс. долл. США.
Третьим условием применения Конвенции МДП является наличие книжки МДП – документа, следующего вместе с грузом в качестве контрольного документа в странах отправления, транзита и назначения. Обычно одна книжка МДП выдается на транспортное средство или контейнер. Одна книжка МДП может выдаваться также на состав транспортных средств (сцепленные транспортные средства) и на несколько контейнеров, погруженных либо на одно транспортное средство, либо на состав транспортных средств.
Образец книжки МДП приводится в Приложении № 1 к Конвенции МДП. Она состоит из двух страниц и попарно расположенных корешков и отрывных листов.
Все книжки МДП выпускает МСАТ и передаст их национальным гарантийным объединениям. Последние выдают книжки МДП национальным перевозчикам своей страны на условиях, закрепленных в договорных обязательствах.
Книжка МДП действительна до завершения процедуры МДП в таможне места назначения. После использования книжка возвращается перевозчиком в национальное гарантийное объединение, которое отправляет ее в МСАТ.