Структура и методические подходы к диагностике функциональных состояний
Среди факторов, детерминирующих развитие и возникновение состояний, выделяют пять групп явлений, определяющих их возникновение и развитие:
• мотивация – то, ради чего выполняется деятельность. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем выше уровень ФС. От направленности и интенсивности мотивов зависит качественное своеобразие ФС, на котором будет реализовываться конкретная деятельность;
• ОГЛАВЛЕНИЕ труда, характер задания, степень сложности предъявляют требования к формированию определенного ФС, определяют уровень активации;
• величина сенсорной нагрузки. К сенсорной нагрузке относят не только факторы, непосредственно связанные с деятельностью, но и окружающую обстановку. Она может изменяться от сенсорного пресыщения до сенсорной депривации;
• исходный фоновый уровень, т. е. след от предшествующей деятельности;
• индивидуальные особенности субъекта, такие как сила, уравновешенность, лабильность нервных процессов, определяют специфику и развитие ФС. В частности, монотонная работа по-разному влияет на лиц с разной силой нервной системы.
Любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом влияние на успешность реализации данной деятельности. В связи с этим, весьма актуальной является проблема оценки и диагностики качественного и количественного состава ФС. В психологии проблема анализа ФС связана с их влиянием на деятельность. Это обусловлено тем, что в состояниях отражается субъектная стоимость работы. Разные люди могут добиваться результатов в разных сферах, но в смысле нагрузки на организм каждому это обходится по-разному. Имея объективную диагностику состояния индивидуума, исследователь получает возможность не только оценить состояние, но и (что не менее важно) прогнозировать его деятельность, работоспособность, степень надежности. Проблема диагностики ФС всегда конкретна, так как состояние всегда связано с определенной деятельностью. Выбор показателей для диагностики должен быть целенаправленным, отражающим реакцию важнейших блоков сформированной функциональной системы. Необходимо учитывать, что функциональная система – это не случайное взаимодействие субсистем, а их взаимодействие. Поэтому при разных ФС конкретный состав блоков различный, чем и будет обусловливаться в значительной мере специфика реагирования. Отсюда – ряд методологических положений диагностики ФС. Основной методологический подход – комплексное использование различных методических подходов анализа состояний. Это вытекает из понятия функционального состояния как системы различных показателей или критериев: энергетических (физиологические резервы); информационных (количество поступающей и хранимой информации); операционных (переработка информации и принятие решения); активационных (уровни активации); эффекторные (поведенческая активность, реальная деятельность).
Психодиагностика функциональных состояний проводится па основе принципа:
• системности, т. е. следует рассматривать состояние как функциональную систему, определяемую в каждый момент как состояние различных подсистем, обеспечивающих реализацию данной деятельности;
• комплексности. Под этим подразумевается необходимость разработки психодиагностического комплекса, включающего регистрацию показателей разного уровня анализа: психологического, психофизиологического, деятельностного;
• деятельной отнесенности, или включенности. Это предполагает включение в диагностический комплекс в качестве определяющих параметров показателей деятельности;
• динамичности, т. е. динамический анализ, позволяющий контролировать наличие детерминант исследуемых состояний, моментов их проявления на разных уровнях и последствий в развитии состояний;
• целостности. Означает, что психодиагностика ФС не должна нарушать целостности выполняемой человеком деятельности, особенно в реальных условиях, не прерывать ее, не переключать человека на другую деятельность, что может в реальных условиях вызвать ошибки и даже срыв деятельности;
• объективности. Предполагает, что психодиагностика ФС не должна зависеть от квалификации экспериментатора или эксперта и должна иметь однозначную интерпретацию, быть статистически достоверной;
• достоверности. Является существенным для ситуаций, когда высока цена ошибки человека, когда оценка готовности человека к деятельности должна быть проверена в очень короткие сроки, в реальном режиме времени;
• прогностичности, позволяющий на основе проведенной психодиагностики текущего наличного состояния предвидеть качественные и количественные сдвиги в состоянии работоспособности человека;
• выделения системообразующего фактора исследуемого континуума состояний. Позволяет направленно создавать психодиагностический комплекс;
• валидности. Предполагает выделение области применения психодиагностической процедуры, разработку индивидуальных норм для различных групп.
Для диагностики состояний нужны, в основном, несубъективные признаки, которые, не нарушая естественной жизнедеятельности человека, не изменяя обычной мотивации, позволяли бы различать интересующие наблюдателю состояния. Для этого необходимо, чтобы различным субъективным явлениям соответствовали бы различные объективные процессы. К сожалению, многие важные психофизиологические состояния могут не иметь даже субъективной определенности. Выделяют две группы критериев, с помощью которых оценивают состояние субъекта: физиологические и психологические показатели.
Значение физиологических методов состоит в том, что они дают возможность, во-первых, объективной диагностики состояния, обеспечивают возможность соотнесения психологических явлений с органической основой; во-вторых, количественно оценить наблюдаемые сдвиги в функционировании той или иной системы. Наиболее распространены электрофизиологические показатели: электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – индикатор уровня активации головного мозга; электрокардиограмма (ЭКГ) – оценка возбудимости сердечной мышцы; электромиограмма (ЭМГ) – показатель мышечного тонуса и уровня возбудимости мышц; кожно-гальваническая реакция (КГР) – индикатор реакции вегетативной нервной системы, связанной с активностью ретикулярной формации мозга; реоплетизмограмма (РПГ) – характеризует сосудистый тонус и уровень кровоснабжения органа. Вегетативные показатели: частота пульса, дыхания, кровяное давление, состояние тонуса сосудов, температура тела, биохимические сдвиги, исследование гормональной активности. Главная проблема, возникающая перед исследователем при использовании физиологических методов, – проблема неспецифичности физиологических показателей. Выход из этого положения – использование комплекса методов.
В психологических методах исследования выделяют два направления: методики субъективной диагностики, среди которых – методы субъективного шкалирования и опросники; и методы психометрического тестирования. Преимущества опросников –хорошо разработанная симптоматика того или иного состояния, простота ответа, удобства обработки. Недостатки – отсутствие количественной оценки выраженности состояния. Обычно опросник рассчитан на диагностику строго определенного вида состояния (стресс, утомление, монотония), т. е. заранее предполагается наличие определенного состояния. Применение шкал для изучения состояний базируется на оценке возникающих переживаний в процессе того или иного состояния. Достоинства шкалирования состояния – в возможности получения количественной оценки признака. Недостатки данного метода состоят в трудности дифференцировки и анализа признаков, необходим определенный уровень обучения, культуры, интеллекта у исследуемого. Использование психометрических методов тестирования связано с оценкой успешности выполнения определенного вида деятельности. Преимущества этой группы методик заключаются в том, что непосредственно характеризуют функциональные возможности субъекта в процессе конкретной деятельности, исключают возможность сознательного завышения эффективности деятельности, т. е, в какой-то мере объективны. Недостатки связаны с тем, что задачи, по выполнению которых судят о ФС, часто имеют мало общего с реальной деятельностью. Методы позволяют дать оценку лишь результативной стороне деятельности, ничего не сообщая о причине и процессуальной стороне.
Исходя из понимания ФС как интегральной характеристики наличных свойств и качеств человека, определяющих эффективность деятельности, можно сделать вывод: необходимо применение комплексных методов, объединяющих достоинства всех подходов. Комплексный подход дает возможность изучать деятельность и состояния системно и обобщенно.